Альбрехт Дюрер, «Руки молящегося» (1508). Галерея Альбертина, Вена
«Руки молящегося» — ныне одни из самых известных рисунков всех времён. Кристоф Мецгер говорит, что по популярности он уступает разве что «Витрувианскому человеку» (ок. 1490) Леонардо да Винчи. Спустя более пяти веков репродукции произведения Дюрера по-прежнему украшают домах миллионов людей, — в качестве религиозных икон.
С XIX века считалось, что руки были подготовительным этюдом для фигуры апостола в нижнем правом углу центральной панели алтаря Геллера (завершён в 1509 году). Он назван так в честь заказавшего его торговца из Франкфурта.
Аргументы в пользу того, что рисунок тушью и белилами — это предварительный набросок, выдвигались совсем недавно, на двух важных выставках в 2013 году. Одна прошла в Штеделевском художественном институте во Франкфурте-на-Майне, вторая — в Национальной галерее искусств в Вашингтоне (где вступление к каталогу писал Хайнц Видауэр — коллега Кристофа Мецгера в Альбертине).
Альбрехт Дюрер, фрагмент алтаря Геллера (молящийся апостол), 1509. Исторический музей, Франкфурт-на-Майне
Мецгер утверждают, что учёные ошибаются: зачем Дюреру было делать отдельный детально проработанных рисунок лишь для того, чтобы уменьшить его до крошечной детали на расписанном алтаре? «Работа представляет собой чудо наблюдательности, и она слишком амбициозна, чтобы быть просто предварительным наброском, — говорит он. — Дюрер сделал этот „мастер-рисунок“, чтобы демонстрировать посетителям своей мастерской пример дарованного Богом таланта».
Куратор Альбертины также считает, что на рисунке изображены руки самого Дюрера. «Очень тонкие пальцы и ладони похожи на те, что мы видим на автопортрете 1500-го года из мюнхенской Пинакотеки. На рисунке у мизинца частично скрытой руки слева, похоже, искривление или уплотнение суставов, что показано на других автопортретах, таких как рисунок 1498 года из Метрополитен-музея», — сказал Кристоф Мецгер.