Печально известная коллекция Гурлитта отправляется в Музей Израиля. Там будет представлено примерно сто из 1590 объектов, которые отшельник Корнелиус Гурлитт унаследовал от своего отца-торговца произведениями искусства, сотрудничавшего с нацистами. В экспозицию войдут работы Пьера Огюста Ренуара, Эдуара Мане, Отто Дикса и Макса Эрнста, а также ранее неизвестные рисунки Эжена Делакруа.
Коллекцию, собранную Хильдебрандом Гурлиттом, его сын десятилетиями хранил в своей квартире. Власти Германии обнаружили сокровищницу в 2012 году во время налогового расследования. Учитывая, что о сотрудничестве Гурлитта-старшего с Третьим рейхом было широко известно, происхождение произведений, найденных в Мюнхене и Зальцбурге, сразу же было поставлено под сомнение. Сколько из них было продано евреями по принуждению или открыто награблено нацистами?
Сокровища отправляются в Израиль впервые. В экспозицию, которая получила название «Роковой выбор. Искусство из сокровищницы Гурлитта», войдут «Портрет Машки Мюллер» Отто Мюллера, объявленный нацистами «дегенеративным» и приобретённый Гурлиттом в 1941 году, а также «Автопортрет с папиросой» Отто Дикса, захваченный армией США в 1945 году и возвращённый Гурлитту-старшему в 1950 году. У других работ, таких как коллаж Эрнста «Дом женщины-солдата», нет «ниточек», которые могли бы связывать их с нацистами.
Сокровища отправляются в Израиль впервые. В экспозицию, которая получила название «Роковой выбор. Искусство из сокровищницы Гурлитта», войдут «Портрет Машки Мюллер» Отто Мюллера, объявленный нацистами «дегенеративным» и приобретённый Гурлиттом в 1941 году, а также «Автопортрет с папиросой» Отто Дикса, захваченный армией США в 1945 году и возвращённый Гурлитту-старшему в 1950 году. У других работ, таких как коллаж Эрнста «Дом женщины-солдата», нет «ниточек», которые могли бы связывать их с нацистами.
«Исторические обстоятельства, окружающие коллекцию Гурлитта, обязывают нас обнародовать произведения и их происхождение, — сказал Идо Бруно, директор Музея Израиля. — Выставка демонстрирует судьбу искусства в Европе в мрачные годы Третьего Рейха и побуждает к всесторонней дискуссии о связи между искусством и этикой, а также о разнице между политическими предпочтениями и личным вкусом».
Перед смертью Гурлитт завещал всю свою коллекцию Художественному музею в швейцарском Берне. Этот институт участвовал в организации показа в Музее Израиля, а ранее провёл первую выставку работ вместе с Художественным музеем в немецком Бонне в 2017-м и 2018 годах. Параллельно проводится исследование происхождения произведений, выявляющее те, что подлежат реституции. На сегодняшний день найдено шесть объектов, насильно изъятых у законных владельцев.
«Мы хотели быть открытыми и прозрачными, хотим показать немецкой и международной общественности, что эффективно проясняем историю вопроса, относящегося ко Второй мировой войне и нацистскому периоду», — подчеркнул в интервью Times of Israel Рейн Вольфс, директор Художественного музея в Бонне и член консультативного выставочного комитета Музея Израиля.
«Мы хотели быть открытыми и прозрачными, хотим показать немецкой и международной общественности, что эффективно проясняем историю вопроса, относящегося ко Второй мировой войне и нацистскому периоду», — подчеркнул в интервью Times of Israel Рейн Вольфс, директор Художественного музея в Бонне и член консультативного выставочного комитета Музея Израиля.
Скульптуры Огюста Родена из коллекции Гурлитта на выставке в Художественном музее в Бонне. Фото: Oliver Berg / picture alliance
Выставка «Роковой выбор. Искусство из сокровищницы Гурлитта» будет открыта в Музее Израиля в Иерусалиме 24 сентября 2019 года, а завершит работу 24 января 2020-го.
По материалам artnet. News