• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Коллекция Гурлитта: работу Клода Моне нашли в чемодане

Мне нравится5  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
Корнелиус Гурлитт, коллекционер-отшельник, коллекция сокровищ которого (от Тьеполо до Дега и Отто Дикса) была собрана отцом — арт-дилером при нацистах, даже после своей кончины будоражит общественность. На этот раз речь идет о рисунке работы самого Клода Моне, причем из весьма известной серии работ. Пейзаж нашли не в квартире или в доме Гурлитта, а… в его чемодане.


В декабре-2013, вскоре после обнаружения огромной 1,4-тысячной коллекции картин, и рисунков, набросков и скульптур, считавшихся утраченными при бомбежке Дрездена, Гурлитта госпитализировали с сердечным заболеванием. С собой он взял чемодан, а при выписке, после операции, почему-то оставил багаж в больнице.
В мае 2014 г. 81-летний коллекционер скончался, в разгар разбирательств о судьбе сокровищ. И лишь на днях администратор коллекции, которого в свое время назначили по суду, получил загадочный чемоданчик и обнаружил там работу Моне.

Изображение обещают вскоре показать общественности, пока лишь известно, что он «в голубых тонах» и написан около 1864 года, причем в духе работ из Сент-Адресс. Порой упоминают и знаменитую «Террасу в Сент-Адресс» (1867 г.).

Клод Моне. Терраса в Сент-Адресс
Терраса в Сент-Адресс
Клод Моне
1867, 98.1×129.9 см
К слову, найденный в чемодане рисунок весьма ценен, однако не сравнится с еще одной работой из коллекции Гурлитта — картине маслом «Мост Ватерлоо, Лондон» (Waterloo Bridge, London, 1903), которую оценили в 13 млн. долларов. А в данном случае речь может идти о сумме до миллиона: так, в 2010 году рисунок Моне на бумаге был продан за $746,500 на аукционе Sotheby’s. Но как оценить сам факт: работа считалась утраченной, уничтоженной, и вот она снова в нашем мире!

Картина «Терраса в Сент-Адресс» (1867 г.) Клода Моне — признанный и известный шедевр, который хранится в Музее Метрополитен (Нью-Йорк). Но кто же наслаждается чудным деньком? Встречайте: на переднем плане в кресле справа — отец художника Адольф. Под зонтиком, спиной к зрителям — возможно, тетушка Моне, мадам Лекадр, или же сестра Моне, Софи. Ну, а пленительная дама, стоящая под желтым зонтом, которая беседует с молодым человеком — кузина художника Жанна Маргарита.

Разные картины - разные краски и виды Сент-Адресс

Клод Моне. Цветущий сад в Сент-Адрессе
Клод Моне. Мыс Эв, Сент-Адресс
Клод Моне — один из «столпов импрессионизма». Ну, а Сент-Андресс — местечко в Нормандии в устье Сены, которое облюбовала арт-богема: например, здесь построила виллу Сара Бернар. Ну, а Клод Моне, нуждаясь, попросту оставил Париж и вернулся в отцовский дом, и в 1866—1868 гг. г. подолгу жил здесь у своей тетушки, мадам Лекадр. И, конечно, рисовал!
Из письма 1867 г. другу Базилю (о создании около 20 полотен):
«…несколько морских пейзажей, несколько фигур и видов сада. Кроме того, в числе марин я пишу парусные гонки в Гавре, с большим количеством публики на берегу».

Некоторые из этих картин — признанные и известные шедевры, от упомянутой «Террасы…» до «Регаты в Сент-Адресс». Ну, а мы отлично знаем и любим работу «Дама в саду Сент-Адресс». Это одна из жемчужин коллекции живописи Государственного Эрмитажа.
Клод Моне. Дама в саду Сент-Адресс
Дама в саду Сент-Адресс
Клод Моне
1867, 82×101 см
Клод Моне. Побережье в Сент-Адресе
Побережье в Сент-Адресе
Клод Моне
1867, 75×101 см
Справка Артхива: «Коллекция Гурлитта» (старшего, потом — младшего) — это картины, рисунки, наброски модернистов и старых мастеров мировой величины. Среди сокрытых коллекционером работ — преимущественно полотна модернистов: Пабло Пикассо, Анри Матисса, Марка Шагала, Отто Дикса, Эмиля Нольде, Франца Марка, Пауля Клее, Макса Бекмана, Оскара Кокошки, Макса Либермана и многих других. Также есть и картины старых мастеров и художников ХІХ-XX веков. Продолжение перечня имен таково: Дюрер, Каналетто, Делакруа, Тулуз-Лотрек, Роден, Франческо Гварди, Жан-Оноре Фрагонар… Работы Энгра, Гогена, Мане, Тьеполо, Хокусаи…
Напомним, что в коллекции Гурлитта — тысячи работ разной ценности, от картин маслом до набросков. Их судьба была долгое время под вопросом из-за спорного происхождение коллекции с четким «нацистским следом», и претензий наследников бывших владельцев, у которых некогда изъяли картины.

Незадолго до смерти Гуртилл подписал соглашение с правительством Германии (и Баварии) о возвращении им конфискованных нацистами произведений икусства.

Ну, а работы, которые арт-дилер Хильдебранд Гурлитт приобрел за бесценок после выставки т.н. «дегенеративного искусства», как уверял Корнелиус — спасая их от уничтожения нацистами, были завещаны музею Kunstmuseum в Берне, Швейцарии. До конца года там должны принять коллекцию под свою опеку, и, возможно, часть работ будет продана.

Автор: Ольга Потехина
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится5  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: