В декабре-2013, вскоре после обнаружения огромной 1,4-тысячной коллекции картин, и рисунков, набросков и скульптур, считавшихся утраченными при бомбежке Дрездена, Гурлитта госпитализировали с сердечным заболеванием. С собой он взял чемодан, а при выписке, после операции, почему-то оставил багаж в больнице.
В мае 2014 г. 81-летний коллекционер скончался, в разгар разбирательств о судьбе сокровищ. И лишь на днях администратор коллекции, которого в свое время назначили по суду, получил загадочный чемоданчик и обнаружил там работу Моне.
Изображение обещают вскоре показать общественности, пока лишь известно, что он «в голубых тонах» и написан около 1864 года, причем в духе работ из Сент-Адресс. Порой упоминают и знаменитую «Террасу в Сент-Адресс» (1867 г.).
К слову, найденный в чемодане рисунок весьма ценен, однако не сравнится с еще одной работой из коллекции Гурлитта — картине маслом «Мост Ватерлоо, Лондон» (Waterloo Bridge, London, 1903), которую оценили в 13 млн. долларов. А в данном случае речь может идти о сумме до миллиона: так, в 2010 году рисунок Моне на бумаге был продан за $746,500 на аукционе Sotheby’s. Но как оценить сам факт: работа считалась утраченной, уничтоженной, и вот она снова в нашем мире!
Картина «Терраса в Сент-Адресс» (1867 г.) Клода Моне — признанный и известный шедевр, который хранится в Музее Метрополитен (Нью-Йорк). Но кто же наслаждается чудным деньком? Встречайте: на переднем плане в кресле справа — отец художника Адольф. Под зонтиком, спиной к зрителям — возможно, тетушка Моне, мадам Лекадр, или же сестра Моне, Софи. Ну, а пленительная дама, стоящая под желтым зонтом, которая беседует с молодым человеком — кузина художника Жанна Маргарита.
«…несколько морских пейзажей, несколько фигур и видов сада. Кроме того, в числе марин я пишу парусные гонки в Гавре, с большим количеством публики на берегу».
Некоторые из этих картин — признанные и известные шедевры, от упомянутой «Террасы…» до «Регаты в Сент-Адресс». Ну, а мы отлично знаем и любим работу «Дама в саду Сент-Адресс». Это одна из жемчужин коллекции живописи Государственного Эрмитажа.
Незадолго до смерти Гуртилл подписал соглашение с правительством Германии (и Баварии) о возвращении им конфискованных нацистами произведений икусства.
Ну, а работы, которые арт-дилер Хильдебранд Гурлитт приобрел за бесценок после выставки т.н. «дегенеративного искусства», как уверял Корнелиус — спасая их от уничтожения нацистами, были завещаны музею Kunstmuseum в Берне, Швейцарии. До конца года там должны принять коллекцию под свою опеку, и, возможно, часть работ будет продана.