Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
В Мыстецком Арсенале состоялась выставка,посвященная основателю украинской монументальной школы Михаилу Бойчуку и его ученикам. Художники были репрессированы в 1930-е годы,а их произведения уничтожались вплоть до 1950-х как«антисоветское и националистическое искусство». В экспозиции представили чудом уцелевшие работы: более 300 живописных,графических,мозаичных произведений,предоставленные 19 участниками проекта — музеями,архивами,библиотеками и частными собраниями.
Школа Бойчука работала над созданием национального стиля и была яркой составляющей культурного феномена 1920-х годов — «Украинского Возрождения». Художники попали в жернова сталинских репрессий. Движение назвали«Расстрелянным Возрождением».
Из анонса выставки: «Михаил Бойчук — парень из Тернопольщины,который в 1910 году удивил требовательный Париж,выставив свои произведения в „Салоне независимых“. Темпера
Темпера (от лат. temperare – смешивать краски) – краски на основе натуральной (растительный сок, казеин, яичный желток) или синтетической (полимеры) эмульсии, которые изготавливают из сухих пигментов (натуральных либо же искусственных). Темперные краски изобрели задолго до масляных. Гробницы египетских фараонов украшают узоры, выполненные темперой. Не случайно её называют самым долговечным художественным материалом. Творцы используют его уже 3 тысячи лет. В России темперой писали до ХVII века.
вместо масла,коллективное творчество вместо индивидуального,возвращение к историческому наследию вместо его отрицания. Теперь эти новации известны как школа украинского монументализма или бойчукизм. Бунтарь по природе,Михаил Бойчук видел перед собой чёткую цель — реформирование украинского искусства. Новый украинский стиль должен был стать действительно национальным и глубоко войти в повседневный быт человека. В Киевском художественном институте в 1920-е годы последователи Бойчука амбициозно называли себя „зодчими Вселенной“. Они искренне считали,что их искусство служит развитию идеального общества. Монументальные произведения бойчукистов уничтожались вслед за их авторами. До сих пор из наследия проектируемого ими „большого стиля“ уцелели только отдельные эскизные или камерные работы».
Выставка«Бойчукизм. Проект „Большого стиля“» представила бойчукизм как художественное направление,отражая его развитие на протяжении почти тридцати лет. Представлены ученики Михаила Бойчука: Николай Касперович,Тимофей Бойчук,Василий Седляр,Иван Падалка,София Налепинская,Оксана Павленко,Антонина Иванова,Николай Рокицкий,Сергей Колос,Охрим Кравченко.
Наставник и лидер молодежного движения,Михаил Бойчук получил прекрасное образование в нескольких европейских столицах. Первые уроки получил в художественной студии Юлиана Панкевича во Львове и частной рисовальной школе в Вене. Затем совершенствовал мастерство в Краковской Академии искусств в 1899—1905 годы,его учителями были Флориан Цинк и Леон Вычулковский. В Кракове он сблизился с поэтами и писателями,которые переживали подъем патриотического движения в Польше. Особенное влияние на становление Бойчука оказал художник Станислав Выспяньский — лидер модернистской группы«Молодая Польша». Его взгляды,интересы и творчество,опиравшиеся на наследие мировой культуры,не оставили равнодушным и Бойчука. Как и Выспяньский,он интересовался искусством античного мира,средневековьем, славянским народным искусством,творчеством Гогена,работами символистов и японских граверов,и пришел к пониманию истинной ценности древнего произведения.
В Польше Бойчук наблюдал возрождение средневекового искусства витража,был свидетелем реставрации древних фресок,что стало для него доказательством актуальности и непреходящей ценности византийской традиции. Постепенно у Михаила Бойчука созревала идея о том,что византийское искусство может служить импульсом для развития нового современного монументального искусства.
Бойчук отправился в Италию,чтобы увидеть византийское искусство,и открыл для себя проторенессанс. Мозаики,увиденные в Сан-Витале,в соборе Сан-Марко в Венеции и на острове Торчелло,не только очаровали мастера,но и продемонстрировали ему преемственность искусства.
Михаил Бойчук«Святой Иоанн», 1910 год,мозаика. Частное собрание
Михаил Бойчук«Символ веры», 1910−1913 годы,мозаика
Термин "мозаика", как считается, восходит к латинскому musivum — посвящение музам. Столь возвышенное название прекрасно подходит удивительному искусству, позволяющему создавать самые разнообразные и необыкновенные произведения. Читать дальше
Мозаика (от фр. Mosaïque – то, что посвящается музам) – вид монументального и декоративно-прикладного искусства, которое предполагает создание изображения посредством соединения и закрепление на определенной поверхности цветных камней, фрагментов плитки или смальты. Различают римскую, флорентийскую и византийскую мозаики.
В судьбе молодого художника Михаила Бойчука принял участие львовский митрополит Андрей Шептицкий,рекомендовав продолжить учебу в Мюнхене. Бойчук учился в Мюнхенской Академии искусств у Франца фон Штука, провел четыре года в парижской Академии Витти,а также в мастерской Поля Рансона и Поля Серюзье — участников группы«Наби».
В Париже произошло преображение Бойчука из ученика-студента в учителя и основателя собственной школы-студии,которую он открыл в 1909 году. Его учениками были Бодуэн-де-Куртене,София Налепинская,София Сегно,Николай Касперович,Янина Леваковская,Хелена Шрамм. В 1909 году в Осеннем салоне в Париже учитель и ученики были представлены как группа«Возрождение
Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше
Византийского искусства»(Renovation Byzantine), а в следующем году выставлены в парижском Салоне Независимых.
Портреты,созданные в те годы Бойчуком,выходят за рамки чистого портретного жанра,его девушки — это символ нежности и всепрощения. Эти работы — реминисценции на темы искусства Древнего Египта,Византии,готики,Проторенессанса,Киевской Руси.
Михаил Бойчук«Плач Ярославны». Эскиз,нач. 1910-х г. г., картон,темпера
Темпера (от лат. temperare – смешивать краски) – краски на основе натуральной (растительный сок, казеин, яичный желток) или синтетической (полимеры) эмульсии, которые изготавливают из сухих пигментов (натуральных либо же искусственных). Темперные краски изобрели задолго до масляных. Гробницы египетских фараонов украшают узоры, выполненные темперой. Не случайно её называют самым долговечным художественным материалом. Творцы используют его уже 3 тысячи лет. В России темперой писали до ХVII века.
Жемчужина из сохранившегося наследия художника — представленная на выставке так называемая«светская икона», работа«Двое под деревом». Яблоко в творчестве бойчукистов стало символом вечного возрождения и обновления.
Михаил Бойчук«Под яблоней»(Двое под деревом), 1912−1913 годы,дерево,темпера
Темпера (от лат. temperare – смешивать краски) – краски на основе натуральной (растительный сок, казеин, яичный желток) или синтетической (полимеры) эмульсии, которые изготавливают из сухих пигментов (натуральных либо же искусственных). Темперные краски изобрели задолго до масляных. Гробницы египетских фараонов украшают узоры, выполненные темперой. Не случайно её называют самым долговечным художественным материалом. Творцы используют его уже 3 тысячи лет. В России темперой писали до ХVII века.
Михаил Бойчук возглавил мастерскую монументальной живописи в открывшейся в Киеве в 1917 году Украинской Академии искусств. Школа Бойчука развивалась до середины 1930-х годов и обращалась к многовековой народной традиции и образцам мировой культуры. Мастерская Бойчука готовила художников религиозного искусства, — здесь учили иконописи,техникам мозаики и фрески. Интересно,что учитель в процессе обучения призывал учеников не бояться потерять свою индивидуальность.
«Индивидуальность сама проявится,когда мастер созреет» — Михаил Бойчук.
В 1919—1935 годы бойчукисты создали более десятка монументальных фресковых ансамблей в Киеве,Харькове,Одессе и Одесской области,Москве. Наиболее значимые из оформленных — Луцкие казармы в Киеве,Санаторий им. ВУЦВК на Хаджибейском лимане в Одессе,Дом прессы им. М. Коцюбинского в Одессе,Краснозаводской театр в Харькове. Все циклы росписей бойчукистов были уничтожены. До нашего времени сохранились лишь несколько фрагментов росписей в Киеве и Одессе.
Григорий Довженко. Эскиз росписи Украинско-Восточной торговой палаты в Одессе,1928−1929 гг., бумага,акварель
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
На выставке также представили уникальную гончарную посуду,созданную по эскизам бойчукистов,а также малоизвестные работы в области сценографии — эскизы костюмов и декораций для театральных постановок,марионетки для Межигорского кукольного театра.
В начале 1920-х годов ученики Бойчука возродили Межигорскую фабрику,изделия которой были популярны в России и Европе в 19 веке,и открыли Межигорский художественно-керамических техникум,работавший до 1931 года. Оксана Павленко,Василий Седляр,Павел Иванченко быстро наладили производство,используя метод коллективной цеховой работы. Впервые изделия школы были представлены на Всероссийской выставке в Москве в 1923 году,затем в Праге,Берлине,Венеции,Париже. Отголосок древних культур проявлялся в округлой пластике,объемах,пропорциях,силуэтах работ,представляя сплав мировой культуры с традиционными украинскими народными мотивами росписей,сохранившихся со времен трипольской культуры.
Бойчук руководил группой учеников,занимавшихся монументально-декоративным оформлением революционных праздников. А с 1929 года началась травля бойчукистов.
Искусство,по мнению и требованию правительства,должно было отражать стремительный рост индустрии в стране,а сюжеты работ бойчукистов рассказывали о крестьянской жизни,в то время как власть развернула программу по раскулачиванию и переселению крестьян. Статьи в прессе звучали все агрессивнее,работы бойчукистов называли«контрреволюционными», и учеников Бойчука одного за другим стали ссылать в лагеря: Охрима Кравченко,Онуфрия Бизюкова,Ивана Липкивского,Кирилла Гвоздика…
В 1937 году расстреляли Михаила Бойчука,Василия Седляра,Ивана Падалку,Ивана Липковского,Софию Нелепинскую-Бойчук,в 1938-м — Николая Касперовича,в 1940-е были сосланы Мария Котляревская и Ярослава Музыка.
Оборвались судьбы молодых художников,учеников Бойчука,среди которых были выдающиеся,успевшие стать признанными мастера.
Супруга основателя движения,София Налепинская-Бойчук(1884−1937) — основоположница современной школы ксилографии в Украине. Училась в студии Ционглинского в Петербурге,у Холоши в Мюнхене,в Париже — в Академии Рансона у Серюзье,Валлотона,Мориса Дени,а также в школе-мастерской Бойчука. В 1918—1921 работала в Миргородском художественно-керамическом техникуме. С 1921 преподавала цинкографию,ксилографию и рисунок в Киевском художественном институте.
София Налепинская-Бойчук. «Девушки с книгой», 1927
С. Налепинская-Бойчук "Голод", 1927 год
С. Налепинская-Бойчук "Изгнанница", 1927 год
Николай Касперович — один из лучших учеников и последователей Михаила Бойчука. В 1920—1930-е годы его считали лучшим знатоком техники древнерусской живописи в Украине. Технику старой живописи изучал в парижской школе Бойчука. Касперович работал в реставрационной мастерской,основанной в Киево-Печерской лавре,здесь он усовершенствовал основы научной реставрации,разрабатывая новые принципы изучения и сохранения культурного наследия. Касперович преподавал иконопись и фресковую живопись в Академии искусств в Киеве. Научная и педагогическая деятельность художника тесно связана с его творчеством — созданные им картины в иконописной технике тяготеют к художественным символам проторенессанса и содержат мощный заряд духовности,близкий украинскому сакральному искусству.
Николай Касперович. «Портрет». Собрание Национальной Академии искусств