Собрание из 1279 картин, 51 скульптуры и 100 других предметов искусства завещал музею в 1917 году адвокат и коллекционер из Филадельфии Джон Гравер Джонсон. «Это одна из крупнейших и самых значительных коллекций европейских картин в США», — подчёркивает куратор учреждения Кристофер Аткинс.
За два года до выставки реставраторы получили возможность изучить шедевры и теперь доказывают, что это «не статичная, а живая коллекция, с большим потенциалом для новых открытий».
Слева: Конрад Ф. Хазелер, «Портрет Джона Гравера Джонсона» (1917). Художественный музей Филадельфии
К неожиданному выводу пришли эксперты, которые работали над «Портретом Филиппо Аркинто» (1558) кисти Тициана Вечеллио. Это произведение не реставрировалось более полувека, и специалисты хотели не только привести его в порядок, но и понять, что с ним произошло. Многие годы учёные полагали, что работа была написана в бытность Аркинто кардиналом — из-за красноватого цвета его одеяний. Но реставраторы решили, что Тициан изобразил клирика после того, как в 1556 году тот был рукоположен в сан архиепископа, а его накидка (моццета) изначально была фиолетовой.
Слева: Тициан Вечеллио, «Портрет Филиппо Аркинто» (1558) до реставрации. Художественный музей Филадельфии
Отныне музей уверен, что композиция «Распятие со скорбящими Богородицей и святым Иоанном Богословом» (ок. 1460), разделённая на две панели и приписанная Рогиру ван дер Вейдену, была частью большого алтаря. Происхождение работы было предметом споров среди учёных, пока реставратор Марк Такер не обратил внимание на «необычную плотницкую деталь, которая сначала показалась незначительной». Он определил, что это шпонка из тех, что применялись при сборке голландских резных алтарей.
«Наши исследования показывают, что панели были сняты с утерянного алтаря, который по уровню сложности был одним из монументальных сооружений североевропейского искусства XV века», — говорит эксперт.
Слева: Рогир ван дер Вейден, фрагмент левой панели «Распятия…»