войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Последняя капля (Веселый кавалер)

Юдит Лейстер • Живопись, 1639, 89.2×73.6 см
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Жанровая сцена
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1639
Размер: 89.2×73.6 см
Работа в подборках: 7 подборок

Описание картины «Последняя капля (Веселый кавалер)»

«До последней капли» или «Последняя капля» - так называют картину Юдит Лейстер, харлемской художницы, предположительно ученицы и совершенно точно - хорошей знакомой великого Франса Хальса. Эта женщина – одна из немногих дам, принятых тогда в цех св. Луки – была замужем за учеником Хальса (значительно менее талантливым, чем его жена), была на крестинах одного из младших детей Хальса и судилась с ним из-за ушедшего ученика. А ещё писала картины в стиле Хальса, с такой убедительностью копируя его стремительную, лёгкую манеру, что её работы не раз приписывали самому Франсу.

Несмотря на весёлые лица гуляк, подтекст у картины довольно мрачный. Это, несомненно, «ванитас», картина с «суетой». Она напоминает зрителю о том, что, как бы ты ни был богат, здоров, румян, весел, - кубок твоей жизни (в данном случае – кувшин и кружка) неизбежно иссякнет, трубка - примета суетных развлечений – погаснет, лучина, освещающая твой праздник, – догорит, а последние крупинки жизни пересыплются в нижнюю половину песочных часов. И всё, грешник: конец твоим радостям, да и жизни конец, а потому раскайся, пока не поздно.

В натюрмортах «ванитас» смерть обычно обозначалась черепом, скалящимся то со стопки книг (ты учёный – и ты умрёшь), то из-под начищенного шлема (ты солдат – и ты умрёшь). Череп мог пристроиться возле полупустого бокала, жемчужных нитей, свитков с записями, кошелька с монетами, связки ключей: ты ешь и пьёшь, пишешь записки и счета, владеешь домом и всякой суетной роскошью – и ты умрёшь… В жанровой, вполне реалистической сценке Юдит Лейстер не останавливается на черепе, а вводит в композицию смерть, как вполне живого персонажа, который, словно недовольная старуха-соседка, потрясает перед пьяными юнцами песочными часами. Кажется, что ещё секунда – и она произнесёт скрипуче: «Молодые люди, вы на часы смотрели? Ещё минута – и я вызываю городскую милицию!»
Вероятно, в какой-то момент подобное соседство показалось понижающим привлекательность картины, и несчастный скелет записали, оставив лишь неубедительный подсвечник. К счастью, при подготовке полотна к относительно недавней выставке в Филадельфии его было решено расчистить, и безобидная вечеринка вновь приобрела горьковатый, пепельный привкус "ванитас".

Автор: Оксана Санжарова
Комментарии