Регистрация

"Тени зимнего сада": Выставка графика Константина Калиновича в Киеве

Мне нравится6       0  
В Музее Варвары и Богдана Ханенко открылась выставка «Тени зимнего сада» современного украинского художника Константина Калиновича. Творчество графика продолжает европейские классические традиции и неразрывно связано с именами великих старых мастеров — Брейгелем, Рембрандтом, Дюрером и Босхом. Работы Калиновича в технике офорта становились призерами международных конкурсов, а выставки художника с большим успехом проходят во всем мире. У киевлян есть счастливая возможность увидеть более 50-ти работ мастера.
Работы Константина Калиновича — это философские размышления над прошлым и будущим, о вечном круговороте времени, о таинстве самой жизни. В них ощущается грусть об упущенных возможностях, но и радость от теплящейся надежды. Как напоминание о беге времени — циферблат, частый символ гравюр и акварелей художника и воспоминания, как сны, пролетающие на крыльях красивых птиц. Мастер с замечательной художественной изобретательностью трактует популярные в искусстве на протяжении многих веков темы.
Константин Калинович. Конец Зимнего праздника
Константин Калинович. Предчувствие зимы
Выставка «Тени зимнего сада» сосредоточена на любимом времени года художника — времени зимних развлечений и забав. Главный источник вдохновения «зимнего периода» — работы голландских художников XVII века, особенно Вермеер и Аверкамп. У Калиновича сохранилось воспоминание с детства. Как-то в селе разлилась река, а потом замерзла — и на радость детям получился огромный каток, посреди которого росли деревья. Именно этот случай вспомнил Калинович, когда впервые увидел работы Аверкампа.
Константин Калинович. Птицы Моего Сердца II
Константин Калинович. Большая шляпа Аверкампа
Константин Калинович. Рождественская ночь в одиночестве
Константин Калинович. Колесо Времени III
Константин Калинович. Вермеер в снегу II

Рождение Мастера

Константин Калинович родился в 1959 году в Новокузнецке (Россия). Рисовать любил с детства. Первые уроки получил в художественной школе в Луганске, где заинтересовался техникой гравюры, ставшей впоследствии излюбленной в творчестве мастера. Когда стал вопрос о выборе профессии, на «семейном совете» решено было получить образование архитектора, которое гарантировало стабильную работу, и Константин поступил в Ленинградский инженерно-строительный институт. Однако призвание не обманешь — Константин серьезно увлекся гравюрой и изучал технику офорта в художественной мастерской, а затем оставил учебу и поступил на факультет книжной графики Львовского полиграфического института им. Ивана Федорова (сейчас Украинская академия печати).
Константин Калинович. Большой часовщик
Константин Калинович. Забытая мелодия
Во Львове Константин Калинович попал в близкую по духу творческую атмосферу художников-единомышленников. На выставке представлена тройная гравюра×
Литография (от гр. Litos – камень) – способ получения гравюры, при котором краска наносится на поверхность под давлением. При этом оттиск создается с гладкой поверхности, которая, вследствие химической обработки, способна удерживать нанесенный пигмент на основе олифы на определенных фрагментах. Технику изобрели в Германии как более дешевый аналог офорта, позволяющий тиражировать изображения. Это и поспособствовало тому, что литографию начали широко применять в типографиях. Помимо этого она была востребована в искусстве XIX-XX веков, в частности, такими мастерами, как Анри Матисс (Henri Matisse), Франсиско Гойя (Francisco José de Goya), Сальвадор Дали (Salvador Dalí).
читать дальше
«Колодец» (1999), созданная совместно тремя мастерами львовской школы графики — Олегом Денисенко, Романом Романишиным и Константином Калиновичем. Эта гравюра×
Литография (от гр. Litos – камень) – способ получения гравюры, при котором краска наносится на поверхность под давлением. При этом оттиск создается с гладкой поверхности, которая, вследствие химической обработки, способна удерживать нанесенный пигмент на основе олифы на определенных фрагментах. Технику изобрели в Германии как более дешевый аналог офорта, позволяющий тиражировать изображения. Это и поспособствовало тому, что литографию начали широко применять в типографиях. Помимо этого она была востребована в искусстве XIX-XX веков, в частности, такими мастерами, как Анри Матисс (Henri Matisse), Франсиско Гойя (Francisco José de Goya), Сальвадор Дали (Salvador Dalí).
читать дальше
, получившая премию на Первой Биеннале графики в Санкт-Петербурге в 2002 году — «символ, визуально олицетворяющий львовскую школу графики и исключительный прецедент участия трех авторов в создании совместного произведения».
Константин Калинович, Олег Денисенко, Роман Романишин. Колодец, 1999. Одна из трех гравюр
Сегодня Константин Калинович — лауреат множества международных премий США, Великобритании, Франции, России, Польши, Турции, Италии, Бельгии, Китая. С 1992 года — член-корреспондент Королевского Общества Граверов и Живописцев Великобритании. Художник живет в Луганске.
Константин Калинович. Охота на Лето
Творчество Константина Калиновича неразрывно связано с великими мастерами прошлого. Среди его «духовных наставников» Дюрер, Брейгель, Босх, Вермеер, словацкий художник Альбин Бруновски и главный учитель — виртуоз в технике гравюры — Рембрандт, который «творил офорты, как дышал». На выставке представлены «оммажи» этим мастерам, их творчество оказалось удивительно созвучным настроению украинского художника и определяло эстетику многих его работ.
Константин Калинович. Сломанные часы Брейгеля
Константин Калинович. Бестиарий Апокалипсиса. Зима
Константин Калинович. Большой зимний сон

Многие офорты художника совсем миниатюрны — размером с тетрадный листок, но они восхищают совершенной, ювелирной, техникой исполнения. У Константина часто спрашивают почему он именно эту сложную технику печатной графики предпочитает в работе: «На вопрос „почему“ у меня простой ответ: я это люблю, мне это нравится. Трудно объяснить любовь. Мне нравится процесс, включающий в себя и грязные работы: резку и полировку металла, копчение специального лака и т. д. Нравится, что не сразу виден результат — все время находишься в напряжении, представляя себе картинку лишь умозрительно, и только печать первой пробы показывает всю твою работу. Как будто в темной комнате вдруг загорается лампочка — и ты видишь, обо что спотыкался в темноте».

Фото: в экспозиции представлены также материалы, которые художник использует в работе

Константин Калинович. Птицы Моего Сердца II
Константин Калинович. Маленький Дом Моего Сердца
Константин Калинович. Зимнее сердце II
Константин Калинович — также оригинальный мастер книжной графики. На выставке представлены иллюстрации к Книге Экксесиаста. По мнению богословов эта Книга — наиболее сложная для понимания часть Священного Писания.
Автор книги — Проповедник — ставит вопросы о смысле человеческой жизни на земле. Размышляя над законами природы, автор приходит к выводу, что человек ограничен в своих возможностях и не в силах осознать Божьего Провидения. Ему остается только одно: исполняя каждодневный свой труд, с благодарностью принимать и пользоваться теми благами, которые посылает Десница Бога. Другими словами, человек должен искать Божью волю и исполнять Ее, в этом и заключается предназначение человека.
Константин Калинович. Экклезиаст I
Константин Калинович. Экклезиаст II

Серия офортов для рукописной версии «Книги Экклесиаста или Проповедника» была создана Константином Калиновичем в 1993 — 1995 гг. и осуществлена в двух экземплярах — в 1997 и 2002 г., они хранятся в частном собрании Росси и США.
В 2012 году печать завершилась библиофильским изданием в традициях французской livre d’artiste в виде альбома из несброшюрованных листов в кожаном переплете. Тираж — 33 экземпляра. На листах офорты и каллиграфия Константина Калиновича.

Константин Калинович. Экклезиаст II, офорт

«Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме; и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем.
Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё — суета и томление духа!
Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать.
Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания.
И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это — томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» («Книга Экксесиаста или Проповедника», 1 гл. 12−18).
Константин Калинович. Экклесиаст III
Выставка «Тени зимнего сада» в Музее Ханенко продлится до 22 октября 2017 года.
Константин Калинович. Лиза с кошкой
Заглавная иллюстрация: Константин Ккалинович. Последняя зима. Бумага, смешанная техника. 2007 год.
Фотографии работ художника взяты с официального сайта художника kalynovych.net
Художники, упоминаемые в статье
Константин Калинович
Биография • Работы
Хендрик Аверкамп
Биография • Работы
Питер Брейгель Старший
Биография • Работы
Альбрехт Дюрер
Биография • Работы
Иероним Босх
Биография • Работы
Рембрандт Харменс ван Рейн
Биография • Работы
Ян Вермеер
Биография • Работы
КомментироватьКомментарии
HELP