войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Крупная выставка уникальных работ Ивана Билибина открылась в Музее-заповеднике Царицыно

В Большом дворце музея-заповедника Царицыно открылась выставка «Иван Билибин. Процветшее древо», на которой представлены работы художника из различных собраний. Ядро экспозиции — экспонаты крупнейшей в мире коллекции произведений и личных вещей мастера из фондов Ивангородского музея. Чудесная возможность снова открыть для себя творчество художника, любимого с детства благодаря волшебным иллюстрациям к сказкам.
Крупная выставка уникальных работ Ивана Билибина открылась в Музее-заповеднике Царицыно
Вниманию посетителей выставки — 101 экспонат из собрания Ленинградского Музейного агентства и его музеев-филиалов — Ивангородского музея, Новоладожского историко-краеведческого музея, музея «Дом станционного смотрителя», музея-усадьбы «Приютино», а также предметы из коллекции музея-заповедника «Царицыно».
Крупная выставка уникальных работ Ивана Билибина открылась в Музее-заповеднике Царицыно
Несмотря на богатство и разнообразие художественного наследия, имя Ивана Яковлевича Билибина ассоциируется в первую очередь с его знаменитыми иллюстрациями — к поэмам Пушкина «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», к «Песне про купца Калашникова» Лермонтова, к сказке «Конек-горбунок» Ершова.
Выставка «Иван Билибин. Процветшее древо» рассказывает о возникновении и расцвете «билибинского» стиля. Избранные произведения представлены в окружении предметов, указывающих на истоки творчества художника: традиционный народный костюм и вышивка, древнерусская икона
С глубокой древности иконопись служила «языком для неграмотных» - особым языком со своими правилами и символикой. Веками мастера-иконописцы доводили его до совершенства, пытаясь передать материальными средствами духовное инобытие. Оттого иконопись и по сей день считается труднейшим и редчайшим искусством, в котором соединяются человеческие возможности и божественное начало. Читать дальше
и старопечатная книга, русский лубок
Истоки этого жанра - восточные контурные гравюры. Лубок появился в Европе в XV веке, а в России - в XVII веке и завоевал большую популярность у крестьян и горожан, а его авторы в полной мере владели не только острым словцом, но и проявляли навыки мастерства иллюстрации и карикатуры. Яркие картинки с незамысловатыми фигурками и простыми, часто юмористическими, подписями – образец таланта русских народных художников, доставлявший немало радости неискушенным покупателям. Лубочные картинки выполнялись с использованием резных деревянных клише, с помощью которых делали оттиски на листах недорогой бумаги. Со временем контурные рисунки этих гравюр стали частично раскрашивать яркими красками, что делало их более выразительными и привлекательными. Читать дальше
, восточная народная картинка.
Слева — лубок XIX в. «Птица Алконост». Справа — открытка Ивана Билибина. Источник.
Слева — лубок
Истоки этого жанра - восточные контурные гравюры. Лубок появился в Европе в XV веке, а в России - в XVII веке и завоевал большую популярность у крестьян и горожан, а его авторы в полной мере владели не только острым словцом, но и проявляли навыки мастерства иллюстрации и карикатуры. Яркие картинки с незамысловатыми фигурками и простыми, часто юмористическими, подписями – образец таланта русских народных художников, доставлявший немало радости неискушенным покупателям. Лубочные картинки выполнялись с использованием резных деревянных клише, с помощью которых делали оттиски на листах недорогой бумаги. Со временем контурные рисунки этих гравюр стали частично раскрашивать яркими красками, что делало их более выразительными и привлекательными. Читать дальше
XIX в. «Птица Алконост». Справа — открытка Ивана Билибина. Источник.
Иван Билибин родился 4 августа 1876 года в имении Тарховка близ Петербурга. Его отец, потомок древнего славянского рода Яков Иванович, был главным врачом военно-морского госпиталя в Либаве. Мать художника, Варвара Александровна (урожденная Бубнова), происходила из семьи морского инженера Балтийского флота и и была ученицей композитора А. Г. Рубинштейна. Представляем еще 10 фактов из творческой биографии художника.

10 фактов о творчестве Ивана Билибина

1. Иван Билибин начал рисовать с раннего детства. Сам художник в зрелом уже возрасте говорил об этом так: «Насколько я себя помню, я рисовал всегда». Друзья художника за четкость линий прозвали Билибина «Иван — твердая рука».

2. К моменту окончания 1й Петербургской гимназии (с серебряной медалью!), Иван Билибин имел за плечами три года обучения в Школе Императорского общества поощрения художеств. В 1896 году Билибин, по настоянию отца, поступает на юридический факультет Петербургского университета, а два года спустя — в Тенишевское училище прикладного искусства в Петербурге, где учился у Ильи Репина.

3. Весной 1899 года Иван Билибин знакомится с Сергеем Дягилевым. Наряду со своими университетскими товарищами и знакомыми — Николаем Рерихом, Александром Бенуа, Игорем Грабарем — он принимает участие в работе журнала «Мир искусства», а также входит в Союз русских художников.
4. Известность Ивану Билибину принесли его иллюстрации к шести русским сказкам; книги, в том числе «




4. Известность Ивану Билибину принесли его иллюстрации к шести русским сказкам; книги, в том числе «Сказка об Иване-Царевиче, Жар-птице и сером волке», были напечатаны в 1901—1903 гг.




5. Два цикла иллюстраций, сделанных Билибиным к сказкам Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке», были приобретены, соответственно, Русским музеем Александра III и Третьяковской галереей, в результате чего имя художника прославилось еще больше.





Слева: эскиз костюма ткачихи к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», бумага; акварель, карандаш (работа присутствует на выставке)

6. После революции 1917 года Билибин уехал из Петрограда в Крым, где жил на даче, а три года спустя эмигрировал в Египет. Он жил в Каире, затем переехал в Александрию. Художник оформлял балетные спектакли для труппы Анны Павловой, делал эскизы росписей для православного храма, а также для вилл богатых купцов. После путешествия по Сирии и Палестине в октябре 1924 года Билибин поселился в Александрии.
Книга «Сказки избы». Русские народные сказки на французском языке. Париж. 1931
Иллюстрация предостав
Книга «Сказки избы». Русские народные сказки на французском языке. Париж. 1931
Иллюстрация предоставлена организаторами (работа присутствует на выставке)
7. В 1925 году Иван Билибин переезжает в Париж. Здесь он работает над оформлением театральных постановок, среди которых опера «Сказка о царе Салтане» (1929) и «Сказание о граде Китеже и леве Февронии» (1934) Н. А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (обе 1930). Красочные панно, созданные им для частных резиденций и ресторанов, стали эталонами «стиля рюсс». Ближайшие парижские друзья Билибина — Константин Коровин и Саша Черный.

8. В эмиграции Иван Билибин все-таки тосковал по Родине. Неким моментом примирения с властями СССР стало монументальное панно «Микула Селянович» (1935−36гг) работы Ивана Билибина, которое украсило интерьер советского посольства в Париже.
Иван Билибин. Иллюстрация к французскому изданию Ларусса «Русская мифология». Домовой. Франция. 1934
Иван Билибин. Иллюстрация к французскому изданию Ларусса «Русская мифология». Домовой. Франция. 1934. Бумага, уголь, графитный карандаш. Слева внизу надпись: «И.Б. J. Bilibine, 1934». Иллюстрация предоставлена организаторами (работа присутствует на выставке).
9. На следующий же день после возвращения в Ленинград в 1936 году Иван Билибин стал профессором графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств. Здесь он преподавал до конца жизни.
10. Иван Билибин был женат не единожды — не последнюю роль в перипетиях его личной жизни играл, увы,



10. Иван Билибин был женат не единожды — не последнюю роль в перипетиях его личной жизни играл, увы, алкоголь… Однако его последняя жена, известная художница по фарфору Александра Щекотихина-Потоцкая (иногда пишут «Щекатихина — Потоцкая» — прим. ред.), к слову — его бывшая ученица, — создала новую картину жизни художника. Она приехала к Билибину в Египет, а спустя годы оставалась с ним в блокадном Ленинграде. После смерти отказавшегося от эвакуации мужа в 1942 году художница создала его посмертный портрет, где Билибин предстал в образе Александра Невского.

Этот портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
будет представлен на выставке, равно как и последняя графическая работа Билибина с изображением тевтонских рыцарей. Оба экспоната — из коллекции Ивангородского музея
Крупная выставка уникальных работ Ивана Билибина открылась в Музее-заповеднике Царицыно
Крупная выставка уникальных работ Ивана Билибина открылась в Музее-заповеднике Царицыно
Крупная выставка уникальных работ Ивана Билибина открылась в Музее-заповеднике Царицыно
Крупная выставка уникальных работ Ивана Билибина открылась в Музее-заповеднике Царицыно
Крупная выставка уникальных работ Ивана Билибина открылась в Музее-заповеднике Царицыно
Крупная выставка уникальных работ Ивана Билибина открылась в Музее-заповеднике Царицыно
Крупная выставка уникальных работ Ивана Билибина открылась в Музее-заповеднике Царицыно
Фото из Ивангородского музея: первая иллюстрация — еще один «Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
И.Я. Билибина» работы Щекотихиной — Потоцкой, остальные иллюстрации — работы самого Ивана Билибина, витрины музея, интерьеры залов, где выставлены и личные вещи художника
Совещание рабочей группы выставочного проекта. Фото: lenoblmus.ru
Совещание рабочей группы выставочного проекта. Фото: lenoblmus.ru
В Артхиве много замечательных иллюстраций Ивана Билибина — вы найдете их здесь
Иван Билибин. Эскиз костюма князя Владимира к опере А. Бородина «Князь Игорь». 1934
Иллюстрация пред
Иван Билибин. Эскиз костюма князя Владимира к опере А. Бородина «Князь Игорь». 1934
Иллюстрация предоставлена организаторами (работа присутствует на выставке)
Немного отступим от темы и предлагаем вам посмотреть видео, где можно полюбоваться роскошными интерьерами здания Государственного банка в Нижнем Новгороде. Залы банка с потрясающими потолками, расписанными Иваном Билибиным и знаменитыми московскими иконописцами братьями Пашковыми, сохранились в неизменном виде. Государственный банк в Нижнем Новгороде по праву входит в сокровищницу русского зодчества.

Единственный день, когда посетителей пускают посмотреть все интерьеры учреждения — 17 мая. Так что если будете поблизости — не пропустите увлекательную экскурсию!
Коллекция же Ивангородского музея, экспонаты из которого составили ядро выставки, является крупнейшим в мире собранием произведений и личных вещей Ивана Билибина. Дело в том, что в 1980 году приемный сын Билибина, Мстислав Потоцкий, передал только что открывшемуся музею большую коллекцию матери и отчима.

Интересно, что музей располагается в бывшем особняке купца Филиппа Пантелеева, где сам Билибин останавливался в 1936 году по дороге в Ленинград, возвращаясь из эмиграции. В музее хранится свыше трехсот предметов из семейной коллекции Ивана Билибина и его последней жены, художницы Александры Щекатихиной-Потоцкой.
Во время создания иллюстраций к сказке «Поди туда — не знаю куда…» Иван Билибин жил в гражданском браке с Рене О’Коннель, его бывшей ученицей. Именно она позировала художнику для создания образа Стрельчихи (см. работу выше).
Выставка «Иван Билибин. Процветшее древо» в Музее-заповеднике «Царицыно» работает до 29 октября 2017 года
Рекомендуемые выставки и показы
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме.
Подготовлено по материалам пресс-релиза музея-заповедника «Царицыно». Титульная иллюстрация: Иван Билибин. «Стрельчиха перед царем и свитой», к сказке «Поди туда — не знаю куда». Иллюстрация предоставлена организаторами (работа присутствует на выставке)