Крупная выставка уникальных работ Ивана Билибина открылась в Музее-заповеднике Царицыно
В Большом дворце
музея-заповедника Царицыно открылась выставка
«Иван Билибин. Процветшее древо», на которой представлены работы художника из различных собраний. Ядро экспозиции — экспонаты крупнейшей в мире коллекции произведений и личных вещей мастера из фондов Ивангородского музея. Чудесная возможность снова открыть для себя творчество художника
, любимого с детства благодаря волшебным иллюстрациям к сказкам.
Вниманию посетителей выставки — 101 экспонат из собрания Ленинградского Музейного агентства и его музеев-филиалов — Ивангородского музея, Новоладожского историко-краеведческого музея, музея «Дом станционного смотрителя», музея-усадьбы «Приютино», а также предметы из коллекции музея-заповедника «Царицыно». Несмотря на богатство и разнообразие художественного наследия
, имя
Ивана Яковлевича Билибина ассоциируется в первую очередь с его знаменитыми иллюстрациями — к поэмам Пушкина
«Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», к «Песне про купца Калашникова» Лермонтова
, к сказке
«Конек-горбунок» Ершова.
Выставка «Иван Билибин. Процветшее древо» рассказывает о возникновении и расцвете «билибинского» стиля. Избранные произведения представлены в окружении предметов, указывающих на истоки творчества художника: традиционный народный костюм и вышивка, древнерусская и старопечатная книга, русский , восточная народная картинка.
Слева — XIX в. «Птица Алконост». Справа — открытка Ивана Билибина.
Источник.
Иван Билибин родился 4 августа 1876 года в имении Тарховка близ Петербурга. Его отец, потомок древнего славянского рода Яков Иванович, был главным врачом военно-морского госпиталя в Либаве. Мать художника, Варвара Александровна (урожденная Бубнова), происходила из семьи морского инженера Балтийского флота и и была ученицей композитора А. Г. Рубинштейна. Представляем еще 10 фактов из творческой биографии художника.
10 фактов о творчестве Ивана Билибина
1. Иван Билибин начал рисовать с раннего детства. Сам художник в зрелом уже возрасте говорил об этом так: «Насколько я себя помню
, я рисовал всегда». Друзья художника за четкость линий прозвали Билибина
«Иван — твердая рука».
2. К моменту окончания 1й Петербургской гимназии
(с серебряной медалью!), Иван Билибин имел за плечами три года обучения в Школе Императорского общества поощрения художеств. В 1896 году Билибин
, по настоянию отца
, поступает на юридический факультет Петербургского университета
, а два года спустя — в Тенишевское училище прикладного искусства в Петербурге
, где учился у
Ильи Репина.
3. Весной 1899 года Иван Билибин знакомится с
Сергеем Дягилевым. Наряду со своими университетскими товарищами и знакомыми —
Николаем Рерихом,
Александром Бенуа,
Игорем Грабарем — он принимает участие в работе журнала
«Мир искусства», а также входит в Союз русских художников.
4. Известность Ивану Билибину принесли его иллюстрации к шести русским сказкам; книги, в том числе «Сказка об Иване-Царевиче, Жар-птице и сером волке», были напечатаны в 1901—1903 гг.
5. Два цикла иллюстраций, сделанных Билибиным к сказкам Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке», были приобретены, соответственно, Русским музеем Александра III и Третьяковской галереей, в результате чего имя художника прославилось еще больше.
Слева: эскиз костюма ткачихи к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», бумага; акварель, карандаш (работа присутствует на выставке)
6. После революции 1917 года Билибин уехал из Петрограда в Крым, где жил на даче, а три года спустя эмигрировал в Египет. Он жил в Каире, затем переехал в Александрию. Художник оформлял балетные спектакли для труппы Анны Павловой, делал эскизы росписей для православного храма, а также для вилл богатых купцов. После путешествия по Сирии и Палестине в октябре 1924 года Билибин поселился в Александрии.
Книга «Сказки избы». Русские народные сказки на французском языке. Париж. 1931
Иллюстрация предоставлена организаторами (работа присутствует на выставке)
7. В 1925 году Иван Билибин переезжает в Париж. Здесь он работает над оформлением театральных постановок
, среди которых опера
«Сказка о царе Салтане»
(1929) и «Сказание о граде Китеже и леве Февронии»
(1934) Н. А. Римского-Корсакова
, «Князь Игорь» А. П. Бородина
, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского
(обе 1930). Красочные панно
, созданные им для частных резиденций и ресторанов
, стали эталонами
«стиля рюсс». Ближайшие парижские друзья Билибина —
Константин Коровин и Саша Черный.
8. В эмиграции Иван Билибин все-таки тосковал по Родине. Неким моментом примирения с властями СССР стало монументальное панно
«Микула Селянович»
(1935−36гг) работы Ивана Билибина
, которое украсило интерьер советского посольства в Париже.
Иван Билибин. Иллюстрация к французскому изданию Ларусса «Русская мифология». Домовой. Франция. 1934. Бумага, уголь, графитный карандаш. Слева внизу надпись: «И.Б. J. Bilibine, 1934». Иллюстрация предоставлена организаторами (работа присутствует на выставке).
9. На следующий же день после возвращения в Ленинград в 1936 году Иван Билибин стал профессором графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств. Здесь он преподавал до конца жизни.
10. Иван Билибин был женат не единожды — не последнюю роль в перипетиях его личной жизни играл, увы, алкоголь… Однако его последняя жена, известная художница по фарфору Александра Щекотихина-Потоцкая (иногда пишут «Щекатихина — Потоцкая» — прим. ред.), к слову — его бывшая ученица, — создала новую картину жизни художника. Она приехала к Билибину в Египет, а спустя годы оставалась с ним в блокадном Ленинграде. После смерти отказавшегося от эвакуации мужа в 1942 году художница создала его посмертный портрет, где Билибин предстал в образе Александра Невского.
Этот будет представлен на выставке, равно как и последняя графическая работа Билибина с изображением тевтонских рыцарей. Оба экспоната — из коллекции Ивангородского музея
Фото из Ивангородского музея: первая иллюстрация — еще один
« И.Я. Билибина» работы Щекотихиной — Потоцкой
, остальные иллюстрации — работы самого Ивана Билибина
, витрины музея
, интерьеры залов
, где выставлены и личные вещи художника
Совещание рабочей группы выставочного проекта. Фото: lenoblmus.ru
В Артхиве много замечательных иллюстраций Ивана Билибина — вы найдете их
здесь
Иван Билибин. Эскиз костюма князя Владимира к опере А. Бородина «Князь Игорь». 1934
Иллюстрация предоставлена организаторами (работа присутствует на выставке)
Немного отступим от темы и предлагаем вам посмотреть видео, где можно полюбоваться роскошными интерьерами здания Государственного банка в Нижнем Новгороде. Залы банка с потрясающими потолками, расписанными Иваном Билибиным и знаменитыми московскими иконописцами братьями Пашковыми, сохранились в неизменном виде. Государственный банк в Нижнем Новгороде по праву входит в сокровищницу русского зодчества.
Единственный день, когда посетителей пускают посмотреть все интерьеры учреждения — 17 мая. Так что если будете поблизости — не пропустите увлекательную экскурсию!
Коллекция же Ивангородского музея, экспонаты из которого составили ядро выставки, является крупнейшим в мире собранием произведений и личных вещей Ивана Билибина. Дело в том, что в 1980 году приемный сын Билибина, Мстислав Потоцкий, передал только что открывшемуся музею большую коллекцию матери и отчима.
Интересно, что музей располагается в бывшем особняке купца Филиппа Пантелеева, где сам Билибин останавливался в 1936 году по дороге в Ленинград, возвращаясь из эмиграции. В музее хранится свыше трехсот предметов из семейной коллекции Ивана Билибина и его последней жены, художницы Александры Щекатихиной-Потоцкой.
Во время создания иллюстраций к сказке «Поди туда — не знаю куда…» Иван Билибин жил в гражданском браке с Рене О’Коннель, его бывшей ученицей. Именно она позировала художнику для создания образа Стрельчихи (см. работу выше).
Выставка «Иван Билибин. Процветшее древо» в Музее-заповеднике «Царицыно» работает до 29 октября 2017 года
Подготовлено по материалам пресс-релиза музея-заповедника «Царицыно». Титульная иллюстрация: Иван Билибин. «Стрельчиха перед царем и свитой», к сказке «Поди туда — не знаю куда». Иллюстрация предоставлена организаторами (работа присутствует на выставке)