Выставка Эдуарда Штейнберга открылась в Праге
24 февраля в
Prague City Gallery открылась выставка одного из самых ярких представителей второй волны русского авангарда — Эдуарда Штейнберга. На двух этажах галереи на Староместской площади
, в самом центре Праги
, представлено около пятидесяти работ художника
, которого не выставляли на родине из-за подписи под письмом в защиту Солженицына
, а на Западе считали одним из основных лидеров советского нонконформизма вместе с
Ильёй Кабаковым и
Эриком Булатовым.
В экспозиции можно увидеть работы художника разных лет: от произведений конца 1950-х — начала 60-х и до масла и гуашей конца 90-х — начала 2000-х. Выставка работ Штейнберга в Праге очень символична: именно через тогдашнюю Чехословакию он приобрёл первую известность за рубежом
Эдуард Штейнберг. «Сфера»
На открытии выставки в Праге
Вдова Эдуарда Штейнберга - Галина Маневич, художник Виктор Пивоваров
Эдуард Штейнберг — сын одессита Аркадия Штейнберга, поэта и переводчика, участника знаменитой литературной группы «Квадрига», дважды репрессированного сталинской властью (с 1937 по 1941-й и с 1948 по 1953-й), — родился в Москве в 1937 году. После возвращения отца из лагерей семья поселилась в Тарусе, где будущий художник ходил в школу; с ранних лет он начал работать — сторожем, истопником, землекопом, рыбаком. Получить высшее образование у сына репрессированного не было никакой возможности; первые уроки рисования Эдику дал отец, учившийся в Одесском институте изобразительных искусств и во ВХУТЕМАСе.
Отец не только дал сыну первые практические художественные навыки, но и обозначил для него нравственные и творческие задачи искусства.
«Благодаря отцу и художнику Борису Свешникову я попал в замечательное интеллектуальное окружение», — рассказывал Эдуард Штейнберг в одном из интервью. «В тот момент жизни мне просто повезло. Папе после тюрьмы предписали обосноваться за сто первым километром — он выбрал Тарусу
, где жили многие бывшие заключённые
, люди исключительные. Они вели философские споры
, говорили о Мандельштаме и Цветаевой в то время
, когда эти имена ещё нигде не упоминались. Основы рисования были заложены сначала в кружке Дома пионеров
, потом по совету отца без устали копировал классиков —
Рембрандта,
Калло. Много времени проводил на натуре: писал пейзажи
, натюрморты. Меня тогда охватило совершенное безумие: работал как ненормальный
, по пятнадцать часов в сутки. И через несколько лет
, в 1961 году
, уже выступал на выставках советского искусства».
Впервые свои работы Эдуард Штейнберг выставил в Доме культуры в Тарусе в 1961 году — вместе с работами Владимира Яковлева, Мая Митурича, Михаила Гробмана. Вскоре художник переехал в Москву, где вошёл в круг художественной богемы. «Мы действительно были богемой — нищие, краски ничего не стоили, воровали во ВГИКе или в Суриковском, где я работал лаборантом. Фактически бесплатно, за бутылку, можно было мешок притащить. Подрамники воровали. Подвала своего у меня не было. Я всегда дома работал, а в 79-м году купил мастерскую на Щелковской», — говорил он в одном из поздних интервью.
В начале своего творчества, с середины 50-х до начала 60-х, Штейнберг испытывал влияние символистов, в том числе Борисова-Мусатова и Врубеля. Любимым его художником был в то время Ван Гог. К концу 60-х, началу 70-х художник пришёл к геометрической абстракции: «Постепенно натюрморты стали переходить в абстрагированную живопись». Примкнув к движению нонконформистов, он сблизился с Ильей Кабаковым, Виктором Пивоваровым, Владимиром Янкилевским. С лёгкой руки чешского искусствоведа Йиндржиха Халупецкого объединение, в которое входили, кроме них, Эрик Булатов, Юло Соостер, Эрнст Неизвестный и ряд других художников, получило название «Сретенский бульвар». Именно благодаря Халупецкому, который впервые приехал в Москву в разгар «Пражской весны» и быстро сдружился со Штейнбергом, о нём узнали на Западе; кроме того, две работы Штейнберга купил в начале 70-х Фонд современного искусства Йиржи Колларжа.
В Советском Союзе нонконформист Штейнберг не имел возможности выставляться. После того, как он подписал письмо в защиту Солженицына, ему «перекрыли все краны»
«Работал в провинциальных детских театрах художником-постановщиком, писал „в стол“ в течение 25 лет. Какие-то выставки устраивались, но даже на Малой Грузинской я выглядел белой вороной», — говорил Штейнберг. Редкими покупателями его работ были в основном иностранцы — до тех пор, пока он не решил «не ходить по посольствам» и не сконцентрировался полностью на творчестве, уйдя во внутреннюю эмиграцию.
В 60-е годы в творчестве Эдуарда Штейнберга появились религиозные мотивы. Стилистически он испытал влияние русского авангарда
, с которым познакомился благодаря
коллекции Костаки; в первую очередь —
Казимира Малевича. «Все мы вышли из его квадрата», — говорил Штейнберг в одном из поздних интервью. «Я наследник всей русской культуры. На мой взгляд
, национальное
, идущее от иконы искусство открыл русский
, а не передвижники».
В 1970-х и 80-х летние месяцы художник проводил в деревне Погорелка, где во второй половине 80-х появился его важнейший «Деревенский цикл».
Был в творчестве Штейнберга 70−80-х и «белый» период; он писал «белое на белом» — треугольники, круги, легкие и прямые линии. Европейские критики находят в этих работах удивительные параллели с творчеством Джорджо Моранди.
За два года до перестройки в Москву приехал известный парижский галерист Клод Бернар, который после визита к художнику домой предложил организовать его выставку в Париже. Для этого требовалось разрешение Министерства культуры, которое удалось получилось далеко не сразу. В конце концов Штейнберга приняли в Союз художников и разрешили выехать во Францию. Затем художнику присудили премию немецкой Академии, и некоторое время он с женой, искусствоведом Галиной Маневич, жил в Мюнхене. С начала 90-х Штейнберг жил на два дома — на лето уезжал в Тарусу, зимой жил и работал в Париже, сотрудничая на постоянной основе с галереей Клода Бернара. Вместе с Ильёй Кабаковым и Эриком Булатовым он считался на Западе одним из основных лидеров советского нонконформизма.
Период после 1990 года в творчестве Эдуарда Штейнберга называют «Метагеометрическим». В 1992 году страховая группа «R+V» из немецкого Висбадена заказала художнику серию работ большого формата для своего административного здания. Штейнберг создал серию абстрактных работ, которые, на его взгляд, отражают важнейшие элементы современного общества. Благодаря этой серии известность художника в Германии значительно выросла. Четыре работы: «Земля», «Структура», «Сфера», «Свет» — представлены на пражской выставке.
Эдуард Штейнберг. «Земля»
В начале 90-х признание пришло к Эдуарду Штейнбергу и на родине. Выставки его работ прошли в Государственной Третьяковской галерее и в Государственном Русском музее; сегодня его работы находятся, помимо этих музеев, в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Московском музее современного искусства и многих других; а также в венской «Альбертине», Музее Людвига в Кёльне и многих других немецких, французских, английских, американских музеях и собраниях.
Эдуард Штейнберг умер 23 марта 2013 года в Париже. Похоронен согласно завещанию на городском кладбище в Тарусе — городе, который стал ключевым для его творчества. Ещё в 1954 году художник Борис Свешников, вернувшийся из лагеря в Тарусу, написал пейзаж — холм над рекой Тарусой, и подарил его семье Штейнбергов. На картине изображено то самое место, где был похоронен Эдуард Штейнберг… Тарусский дом, в котором жил и работал Эдуард Штейнберг, был присоединен к ГМИИ имени А.С. Пушкина в качестве филиала — его передала в дар музею Галина Маневич.
В 2013 году вдова художника Галина Маневич передала 68 его работ и 15 коллажей в музей Висбадена; большое число этих работ представлено сегодня на выставке в Праге.
Илья Кабаков как-то сказал о Штейнберге: «Он нашёл тот язык, на котором смог говорить о возвышенном, о неземном. На котором говорил о самом высоком уровне, всегда о „мета“. О вертикалях — и никогда о горизонталях»