Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
24 февраля в Prague City Gallery открылась выставка одного из самых ярких представителей второй волны русского авангарда — Эдуарда Штейнберга. На двух этажах галереи на Староместской площади,в самом центре Праги,представлено около пятидесяти работ художника,которого не выставляли на родине из-за подписи под письмом в защиту Солженицына,а на Западе считали одним из основных лидеров советского нонконформизма вместе с Ильёй Кабаковым и Эриком Булатовым.
В экспозиции можно увидеть работы художника разных лет: от произведений конца 1950-х — начала 60-х и до масла и гуашей конца 90-х — начала 2000-х. Выставка работ Штейнберга в Праге очень символична: именно через тогдашнюю Чехословакию он приобрёл первую известность за рубежом
Эдуард Штейнберг. «Сфера»
На открытии выставки в Праге
Вдова Эдуарда Штейнберга - Галина Маневич, художник Виктор Пивоваров
Эдуард Штейнберг — сын одессита Аркадия Штейнберга,поэта и переводчика,участника знаменитой литературной группы«Квадрига», дважды репрессированного сталинской властью(с 1937 по 1941-й и с 1948 по 1953-й), — родился в Москве в 1937 году. После возвращения отца из лагерей семья поселилась в Тарусе,где будущий художник ходил в школу; с ранних лет он начал работать — сторожем,истопником,землекопом,рыбаком. Получить высшее образование у сына репрессированного не было никакой возможности; первые уроки рисования Эдику дал отец,учившийся в Одесском институте изобразительных искусств и во ВХУТЕМАСе.
Отец не только дал сыну первые практические художественные навыки,но и обозначил для него нравственные и творческие задачи искусства.
«Благодаря отцу и художнику Борису Свешникову я попал в замечательное интеллектуальное окружение», — рассказывал Эдуард Штейнберг в одном из интервью. «В тот момент жизни мне просто повезло. Папе после тюрьмы предписали обосноваться за сто первым километром — он выбрал Тарусу,где жили многие бывшие заключённые,люди исключительные. Они вели философские споры,говорили о Мандельштаме и Цветаевой в то время,когда эти имена ещё нигде не упоминались. Основы рисования были заложены сначала в кружке Дома пионеров,потом по совету отца без устали копировал классиков — Рембрандта, Калло. Много времени проводил на натуре: писал пейзажи,натюрморты. Меня тогда охватило совершенное безумие: работал как ненормальный,по пятнадцать часов в сутки. И через несколько лет,в 1961 году,уже выступал на выставках советского искусства».
Впервые свои работы Эдуард Штейнберг выставил в Доме культуры в Тарусе в 1961 году — вместе с работами Владимира Яковлева,Мая Митурича, Михаила Гробмана. Вскоре художник переехал в Москву,где вошёл в круг художественной богемы. «Мы действительно были богемой — нищие,краски ничего не стоили,воровали во ВГИКе или в Суриковском,где я работал лаборантом. Фактически бесплатно,за бутылку,можно было мешок притащить. Подрамники воровали. Подвала своего у меня не было. Я всегда дома работал,а в 79-м году купил мастерскую на Щелковской», — говорил он в одном из поздних интервью.
В начале своего творчества,с середины 50-х до начала 60-х,Штейнберг испытывал влияние символистов,в том числе Борисова-Мусатова и Врубеля. Любимым его художником был в то время Ван Гог.
К концу 60-х,началу 70-х художник пришёл к геометрической абстракции: «Постепенно натюрморты стали переходить в абстрагированную живопись». Примкнув к движению нонконформистов,он сблизился с Ильей Кабаковым,Виктором Пивоваровым,Владимиром Янкилевским. С лёгкой руки чешского искусствоведа Йиндржиха Халупецкого объединение,в которое входили,кроме них,Эрик Булатов,Юло Соостер,Эрнст Неизвестный и ряд других художников,получило название«Сретенский бульвар». Именно благодаря Халупецкому,который впервые приехал в Москву в разгар«Пражской весны» и быстро сдружился со Штейнбергом,о нём узнали на Западе; кроме того,две работы Штейнберга купил в начале 70-х Фонд современного искусства Йиржи Колларжа.
В Советском Союзе нонконформист Штейнберг не имел возможности выставляться. После того,как он подписал письмо в защиту Солженицына,ему«перекрыли все краны»
«Работал в провинциальных детских театрах художником-постановщиком,писал „в стол“ в течение 25 лет. Какие-то выставки устраивались,но даже на Малой Грузинской я выглядел белой вороной», — говорил Штейнберг. Редкими покупателями его работ были в основном иностранцы — до тех пор,пока он не решил«не ходить по посольствам» и не сконцентрировался полностью на творчестве,уйдя во внутреннюю эмиграцию.
В 60-е годы в творчестве Эдуарда Штейнберга появились религиозные мотивы. Стилистически он испытал влияние русского авангарда,с которым познакомился благодаря коллекции Костаки; в первую очередь — Казимира Малевича. «Все мы вышли из его квадрата», — говорил Штейнберг в одном из поздних интервью. «Я наследник всей русской культуры. На мой взгляд,национальное,идущее от иконы искусство открыл русский авангард
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше
Малевич, «изобретая» супрематизм, в мастерскую никого не пускал. Единственным исключением была художница-авангардистка Александра Экстер. Некогда жительница Киева, переехав во Францию, она преподавала в школе Фернана Леже, создавала «модельную» одежду, и после долгого забвения ее картины сегодня ценятся «на миллион». Наш небольшой экскурс – по киевским маршрутам «амазонки русского авангарда». Читать дальше
,а не передвижники».
В 1970-х и 80-х летние месяцы художник проводил в деревне Погорелка,где во второй половине 80-х появился его важнейший«Деревенский цикл». Был в творчестве Штейнберга 70−80-х и «белый» период; он писал«белое на белом» — треугольники,круги,легкие и прямые линии. Европейские критики находят в этих работах удивительные параллели с творчеством Джорджо Моранди.
За два года до перестройки в Москву приехал известный парижский галерист Клод Бернар,который после визита к художнику домой предложил организовать его выставку в Париже. Для этого требовалось разрешение Министерства культуры,которое удалось получилось далеко не сразу. В конце концов Штейнберга приняли в Союз художников и разрешили выехать во Францию. Затем художнику присудили премию немецкой Академии,и некоторое время он с женой,искусствоведом Галиной Маневич,жил в Мюнхене. С начала 90-х Штейнберг жил на два дома — на лето уезжал в Тарусу,зимой жил и работал в Париже,сотрудничая на постоянной основе с галереей Клода Бернара. Вместе с Ильёй Кабаковым и Эриком Булатовым он считался на Западе одним из основных лидеров советского нонконформизма.
Период после 1990 года в творчестве Эдуарда Штейнберга называют«Метагеометрическим». В 1992 году страховая группа«R+V» из немецкого Висбадена заказала художнику серию работ большого формата для своего административного здания. Штейнберг создал серию абстрактных работ,которые,на его взгляд,отражают важнейшие элементы современного общества. Благодаря этой серии известность художника в Германии значительно выросла. Четыре работы: «Земля», «Структура», «Сфера», «Свет» — представлены на пражской выставке.
Эдуард Штейнберг. «Земля»
В начале 90-х признание пришло к Эдуарду Штейнбергу и на родине. Выставки его работ прошли в Государственной Третьяковской галерее и в Государственном Русском музее; сегодня его работы находятся,помимо этих музеев,в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина,Московском музее современного искусства и многих других; а также в венской«Альбертине», Музее Людвига в Кёльне и многих других немецких,французских,английских,американских музеях и собраниях.
Эдуард Штейнберг умер 23 марта 2013 года в Париже. Похоронен согласно завещанию на городском кладбище в Тарусе — городе,который стал ключевым для его творчества. Ещё в 1954 году художник Борис Свешников,вернувшийся из лагеря в Тарусу,написал пейзаж — холм над рекой Тарусой,и подарил его семье Штейнбергов. На картине изображено то самое место,где был похоронен Эдуард Штейнберг… Тарусский дом,в котором жил и работал Эдуард Штейнберг,был присоединен к ГМИИ имени А.С. Пушкина в качестве филиала — его передала в дар музею Галина Маневич. В 2013 году вдова художника Галина Маневич передала 68 его работ и 15 коллажей в музей Висбадена; большое число этих работ представлено сегодня на выставке в Праге.
Илья Кабаков как-то сказал о Штейнберге: «Он нашёл тот язык,на котором смог говорить о возвышенном,о неземном. На котором говорил о самом высоком уровне,всегда о „мета“. О вертикалях — и никогда о горизонталях»