Старший брат, Давид, ещё в детстве всерьёз увлёкшийся живописью, приобщил к ней младших, Владимира и Людмилу.
Николай стал поэтом — и вновь по примеру Давида.
Даже младшие сёстры Надежда и Марианна были вовлечены в творчество — Надежда выставляла свои детские рисунки на втором «Салоне» Издебского, широко известен силуэт Хлебникова её работы.
Марианна, самая младшая сестра, родившаяся на пятнадцать лет позже Давида, имевшая, по словам жены Давида Бурлюка, Марии, «великолепное меццо-сопрано», училась в Москве пению — Бурлюк называл её «певицей-дилетанткой», и во время его «Большого Сибирского турне» она выступала со сцены со стихами Хлебникова, Северянина, Маяковского, Каменского и самого Бурлюка под псевдонимом «Пуантиллина Норвежская».
Даже Людмила Иосифовна, мать большого семейства, увлекавшаяся живописью, неоднократно принимала вместе с детьми участие в выставках — правда, под девичьей фамилией Михневич.
В том году в Академию поступал и сам Давид Бурлюк, однако он провалился то ли на рисунке натурщика, то ли на натюрморте, получив место в конце зала и не сумев достаточно хорошо разглядеть предмет рисования единственным глазом.
«Людмила училась в Академии с большим успехом в зимний сезон 1902−1903 годов и продолжив обучение в 1903—1904 годах», — продолжает Бурлюк. «Осенью 1904-го она была зачислена в студию профессора Ционглинского. Весной 1905 года манера её живописи начала изменяться; мой брат Владимир и я начали использовать в своей живописи яркие и чистые цвета, и она, путешествуя на юг с берегов Невы через Москву, неоднократно посещала собрания братьев Морозовых и Щукина. Отношение профессоров Академии к её работам немедленно ухудшилось, однако весной 1906 года ей была оказана честь — она была приглашена в объединение „Мир искусства“ Сомовым и Серовым. Людмила также принимала участие во множестве организованных мной выставок, представив много холстов. Последней выставкой, в которой она приняла участие, была „Стефанос“ в Москве, в 1907 году. В феврале 1908 года она вышла замуж за скульптора В.В. Кузнецова… Кузнецовы были дружны с Ремизовыми, Мережковским и сёстрами Гиппиус. Все они были архаистами, ненавидящими всё новое, и вскоре Людмила стала относиться к нам как к „чужакам“. У Людмилы с Кузнецовым было четверо детей: Илья (1908), Кирилл (1912), Даниил (1914) и Василий (1915). Двое из них, Илья и Даниил, погибли во время Второй мировой войны, а Василий сошёл с ума в немецком плену. Кирилл стал архитектором и жив сейчас (Бурлюк писал эти воспоминания в начале 1960 — прим. автора), Людмила жила с ним в Москве в 1947 году».
…Тут Давид Давидович ошибается — несколько послевоенных лет Людмила Давидовна прожила с Кириллом и его детьми, Алексеем и Олегом, в Ленинграде. Я получил несколько писем от их соседей по ленинградской коммунальной квартире — Григория Романовича Ильмера и Евгения Львовича Барсука, подробно описывающих эти годы.
В 1907 году семья Бурлюков переехала в Чернянку (Новая Маячка Таврической губернии), где Давид Фёдорович получил работу управляющего имением графа Мордвинова. Разумеется, неугомонный Давид сейчас же устроил выставку картин Бурлюков в Херсоне, в Народной аудитории Общества содействия физическому воспитанию детей. Было это в конце августа. На выставке были представлены 200 холстов работы Давида, Владимира и Людмилы. После Херсона Давид Бурлюк планировал перевезти выставку в Николаев и Херсон, однако эти планы не осуществились. И в конце сентября Давид и Людмила приняли участие в XVIII выставке картин Товарищества южно-русских художников в Одессе.
Работы Людмилы и Давиды Бурлюк также были представлены на 36-й передвижной выставке картин (27 декабря 1907 — 10 февраля 1908 года, Исторический музей, Москва).
В ноябре 1908 года при активном участии Давида Бурлюка и Александры Экстер в Киеве, на Крещатике, 58, была открыта выставка «Звено». На ней среди прочих были выставлены работы Давида, Владимира и Людмилы Бурлюк.
Эта выставка стала предпоследней, в которой принимала участие Людмила Бурлюк, тогда уже ставшая Кузнецовой. Последней будет выставка в Праге за год до смерти, в 1967 году.
Василий Кузнецов продолжал заведовать скульптурным отделом завода до 1919 года. К этому моменту, спасаясь от беспорядков революционного Петрограда, Людмила с детьми уже переехала в село Аркадак Саратовской губернии (с 1963 года Аркадак стал городом). Весной 1919 года Василий Васильевич переезжает в Аркадак, к семье. Он восстанавливает связь с Государственным фарфоровым заводом (так с 1917 по 1925 год назывался бывший Императорский фарфоровый завод) и приступает к исполнению заказов, но вскоре заболевает желтухой, а затем тифом. В 1923 году Василий Кузнецов умер от тифа.
Людмила остаётся одна, с четырьмя детьми на руках. Она перебирается в Саратов, зарабатывая на жизнь рисованием и едва сводя концы с концами. Выполняет различные заказы, и в первую очередь рисует портреты. Именно в Саратове и нашли Людмилу уже после войны, в 1956 году, её сестра Марианна, её муж, чешский художник Вацлав Фиала и их сын, искусствовед и архитектор Владимир Фиала. По их приглашению осенью 1956 года она переехала в Прагу — практически без вещей, зато с котом Рыжиком.
На фото: Марианна, Владимир Фиала, Давид, Людмила и Маруся — 1962 год
Ольга Фиалова вспоминает, что каждое утро Людмила с Вацлавом раскладывали на большом столе листы бумаги и рисовали, рисовали… Людмила Давидовна полюбила Прагу. Она часто выходила в город и делала наброски, писала виды города, пражские черепичные крыши. За год до смерти, с 19 марта по 2 апреля 1967 года, в Культурном доме «Завадилка» в Праге состоялась последняя выставка живописи и графики Людмилы Кузнецовой-Бурлюк. Большой зал был заполнен пейзажами, портретами и натюрмортами, созданными Людмилой.
Людмила Кузнецова-Бурлюк была отличным портретистом, и в первую очередь графиком. За годы жизни в Праге она выполнила множество портретов членов своей семьи, часть из которых находятся теперь в моей коллекции. Это два портрета Марианны Бурлюк, в замужестве Фиаловой, первый из которых выполнен 30 ноября 1956 года, через несколько месяцев после приезда Людмилы в Прагу. В ноябре 1957 года она нарисовала Давида Бурлюка и его жену Марусю — карандашный портрет и портрет маслом. Бурлюк позировал для портрета в профиль, как он обычно это делал и для фотографий — он старался, чтобы левый, искусственный глаз не был виден. Именно осенью 1957-го «отец русского футуризма» приехал в Прагу и впервые увидел сестёр — после почти сорокалетней разлуки. Есть в моей коллекции и графический автопортрет Людмилы Кузнецовой-Бурлюк.
Людмила Давидовна Кузнецова-Бурлюк на год пережила Давида Давидовича — она умерла в Праге 1 февраля 1968 года и похоронена на кладбище LIBOC-VOKOVICE. Сегодня на кладбище LIBOC-VOKOVICE похоронены четыре представителя семьи Фиала, в том числе Марианна, и Людмила Давидовна Кузнецова-Бурлюк.
Автопортрет Людмилы Бурлюк