Владимир Баранов-Россине - одессит и парижанин
Владимир Баранов-Россине родился в Одессе
, уехал в Париж
, и погиб в Освенциме. Работы художника поражают разнообразием: сегодня они находятся в престижнейших музеях
, а аукционные цены перешагнули за миллионный порог. Предтеча скульптурных экспериментов Пикассо и изобретатель уникального
«светозвукового» пианино — оптофона
, Баранов-Россине — яркая фигура эпохи новаторства в искусстве. О художнике рассказывает коллекционер и писатель Евгений Деменок.
Все всякого сомнения, Париж начала прошлого века был мировой столицей искусств. Художники и скульпторы со всего мира приезжали в него, чтобы быть в авангарде мирового художественного движения. Новые стили и направления возникали чуть ли не еженедельно. Парадокс Парижской школы первой половины ХХ века состоял в том, что она во многом развивалась за счёт художников, приехавших в Париж жить и работать. За счёт иммигрантов. Пабло Пикассо и Амедео Модильяни, Марк Шагал и Константин Бранкузи, Кес Ван Донген и Жюль Паскин именно во французской столице стали ведущими фигурами мирового художественного процесса. Большую роль в развитии Парижской школы сыграли выходцы из Российской империи: тот же Шагал, Александр Архипенко, Хана Орлова и Александра Экстер, Хаим Сутин и Мане-Кац, Михаил Бойчук и Михаил Ларионов, Наталья Гончарова и Алексей Явленский, Осип Цадкин и Жак Липшиц, Иван Пуни и Соня Делоне…
Разумеется, не обошлось без одесситов. Список впечатляющий: Василий Кандинский и Теофил Фраерман, Натан Альтман и Давид Видгофф, Филип Гозиассон и Айзик Федер, Сандро Фазини и Сигизмунд Олесевич — и ещё десятки имён. Есть в этом ряду и поистине выдающееся имя: Владимир Баранов-Россине.
Шулим-Вольф Баранов родился 1 (13) января 1888 года в селении Большая Лепетиха Мелитопольского уезда Таврической губернии (ныне Запорожская область Украины) в семье Мелитопольского мещанина Давида Баранова и его жены Розалии. В пятнадцатилетнем возрасте — в 1903 году, — поступил в Одесское художественное училище, которое успешно окончил в 1908-м.
Будучи студентом художественного училища, Шулим Баранов принимал активное участие в выставках. Первыми были XVII, XVIII и XIX выставки Товарищества «Южно-Русских художников». Уже ранние училищные работы свидетельствуют о незаурядном мастерстве. Например, первым номером в каталоге выставки трёх «российских авангардистов» (Малевича, Баранова-Россине и Мансурова) в 1972−73 годах в Центре Жоржа Помриду числился его « Одессы» 1905 года. А знаменитый « с кистью» 1907 года, мастерски сделанный в стиле пуантилизма? Это фактически работа зрелого мастера, хотя на тот момент Шулиму Баранову было всего девятнадцать лет. Баранов-Россине был мастером автопортрета. Он писал их много и в разных стилях, особенно известны его кубистические автопортреты первой половины 1910-х годов.
Если в ранних классах училища Баранов находился под влиянием Южнорусской школы, то уже через несколько лет он быстро пошёл дальше. Юный художник быстро схватывает современные тенденции в изобразительном искусстве, пробует себя в разных стилях и манерах — от импрессионизма до абстракции.
Баранова-Россине в течение жизни неоднократно будут упрекать во всеядности, вторичности, неумении найти свой собственный стиль. Он действительно работал во многих стилях, но в каждую работу привносил что-то своё, индивидуальное, узнаваемое, не столько повторяя, сколько исследуя и «репрезентируя» происходящие в современном искусстве процессы.
Ещё в годы учёбы в Одесском художественном училище, во время первой поездки по Европе, Баранов-Россине встретился с дадаистом Хансом Арпом, с которым впоследствии будет неоднократно видеться уже после отъезда в Париж. Общительность, активность, умение завязывать знакомства, умение дружить — характерные для Баранова черты, которые способствовали его вхождению в среду известнейших художников своего времени. Знакомство с Давидом и Владимиром Бурлюками помогло ему войти в круг русского авангарда.
Вероятно, именно глубокое вовлечение в мир авангардной живописи послужило причиной того, что после успешного окончания в мае 1908 года живописного отделения Одесского художественного училища и поступления в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге Владимир Баранов фактически забросил учёбу. Уже 21 декабря 1909 года его отчислили за непосещение. Его ждал Париж.
Владимир Баранов-Россине. «Утро"
Коллекция Одесского художественного музея
Приехав осенью 1910 года во французскую столицу, Владимир Баранов взял себе псевдоним «Даниэль Россине», который позже, в 1917-м, изменил на «Владимир Баранов-Россине».
В Париже он попадает в самую гущу художественной жизни — сближается с Робером и Соней Делоне, с которыми будет поддерживать дружеские отношения до конца жизни; живёт в художественной колонии «Улей» (La Ruche), где соседствует с Александром Архипенко, Марком Шагалом и Хаимом Сутиным; участвует в вечерах, которые устраивали баронесса д’Эттинген и Серж Фера (Жан Серюс), где собираются Александра Экстер, Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, Макс Жакоб, Леопольд Сюрваж.
Он, конечно же, много выставляется. Вплоть до 1914 года Баранов-Россине ежегодно участвует и в Салонах независимых, проходящих весной, и в Осенних салонах, при этом выставляет не только живопись, но и скульптуры. Именно в скульптуре он стал настоящим новатором.
В. Баранов-Россине. Полихромная скульптура
В октябре 2013 года лондонская
галерея «St.Petersburg» масштабной выставкой отметила 125-летие со дня рождения художника
(на
фото — вид одного из залов). Среди сорока выставленных работ были и три из сохранившихся до наших дней пяти его скульптур: «Ритм»
(1913), «Танец»
(1914) и «Политехническая скульптура»
(1915).
Интересная история связана с одной из самых нашумевших скульптур Баранова-Россине «Симфония № 2», которую он выставил весной 1914 года на 30-м Салоне независимых. Раздосадованный шквалом критики, художник просто бросил скульптуру в Сену. Вот как описывает это событие Соня Делоне: «На Салоне независимых 1914 года он выставил скульптуру, которую страшно разругали. Тогда со всей нашей группой он торжественной процессией направился к Сене и кинул в неё свою скульптуру. В нашей среде он остался скульптором, совершившим этот жест».
Большинство известных работ Баранова-Россине начала 1910-х выполнены в стиле кубизма: «Портрет посла», «Три грации», «Лежащая женщина», «Аристократ с усами», «Перед зеркалом», целая серия автопортретов и знаменитая «Кузница», находящаяся сейчас в Центре Жоржа Помпиду. Ряд других работ: «Пейзаж с дорогой», «Кузина с цветами», «Сиреневый стол», «Городок в Нормандии», «Лето», «Пейзаж с деревом», «Пейзаж. Порыв ветра», «Красные домики» — выполнены в стилистике своеобразного «кубизированного сезаннизма».
В 1912-м году Робер Делоне создал новое живописное направление — . Баранов-Россине стал одним из самых преданных последователей идей орфизма. Два его самых значительных живописных цикла — «Адам и Ева» и «Апокалипсис», — выполнены в этом стиле. Одним из первых Баранов-Россине начинает делать работы на больших холстах — например, работа «Адам и Ева» (1912) была для того времени гигантской.
Первый парижский период был для Владимира Баранова-Россине определяющим и наиболее плодотворным. Он стал одним из создателей «политехнической скульптуры», или так называемых «ассамбляжей», комбинаций разнообразных материалов. В 1913 году на Салоне независимых он экспонирует скульптуру «Ритм», выполненную из дерева, картона и яичной скорлупы.
В. Баранов-Россине. Скульптура «Ритм»
Сейчас скульптура находится в Нью-Йоркском Музее современного искусства. А наибольший резонанс получила выставленная весной 1914-го года на 30-м Салоне независимых «Симфония № 2».
В. Баранов - Россине. Норвежская рапсодия.
В. Баранов - Россине. "Нимфы и кендавры"
С началом Первой мировой войны Владимир Баранов-Россине уезжает в Норвегию, а в 1917-м — в Россию. Художественная жизнь в «новой» России забурлила с невиданной силой. Знакомцы художника по «Улью» Анатолий Луначарский и Давид Штеренберг оказались у самой вершины власти. Баранов-Россине становится сотрудником отдела ИЗО Наркомпроса и входит в состав Художественной коллегии по делам искусств и художественный промышленности. В 1918 году начинается его педагогическая деятельность — он руководит живописной мастерской в Петроградских свободных мастерских бывшей Академии художеств. Тогда же отдел ИЗО НКП приобретает для Музея художественной культуры несколько работ художника — шесть из них сейчас находятся в Государственном Русском музее. С апреля 1919 года Баранов-Россине работает и преподаёт в Москве.
Идеалы социализма быстро разбиваются о реальность
, и в 1925 году по приглашению супругов Делоне художник со старшим сыном Евгением и женой Полиной возвращается в Париж. Он застал Париж совсем другим. Другие идеи
, другие художники… Но Баранов-Россине остаётся собой и быстро адаптируется в новой художественной среде
, продолжая дружить и сотрудничать с супругами Делоне и Хансом Арпом
, который стал к тому времени одним из ведущих европейских художников. Во второй половине 20-х и в 30-х годах Баранов-Россине работает в новой для себя стилистике сюрреализма. И
, как всегда
, много выставляется — в первую очередь в Салонах независимых
(с 1926 по 1940-й год). В 1933 году его
«Политехническая скульптура», как в своё время
«Симфония № 2», вновь привлекает внимание зрителей и критики.
С 1972 года скульптура находится в Национальном центр искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже.
Помимо художественного таланта, в нашем герое жил неутомимый дух изобретательства. Он изобрёл аппарат «Мультиперко», служащий «для изготовления, стерилизации и раздачи различных газированных жидкостей», «Фотохронометр» — прибор для анализа и классификации драгоценных камней, а в начале Второй мировой войны проводил испытания «Динамического камуфляжа», служащего для маскировки военных сооружений с помощью цветовых пятен.
Но главным изобретением Владимира Баранова-Россине стало оптофоническое пианино
Светомузыкой Владимир Баранов-Россине начал заниматься параллельно со Скрябиным и Кандинским. Свою работу над созданием оптофона он начал в 1909 году во Франции, а первые оптофонические концерты состоялись в 1916 году в Христиании и в Стокгольме. В начале 1920-го художник сконструировал клавир — новый вариант оптофона. В 1923−24 годах оптофонические концерты прошли в Москве, в 1925 году — в Париже, Риге и Берлине. В 1927 году художник основал в Париже Первую оптофоническую академию, в которой преподавал рисунок, живопись, конструкцию и скульптуру, используя систему «оптофонического пианино». В 1926 году Баранов-Россине получает французский патент на оптофоническое пианино — именно благодаря патенту и руководству по пользованию разрушенный во время Второй мировой войны оптофон был восстановлен. Сегодня он находится в Центре Жоржа Помпиду.
С началом Второй мировой войны Владимир Баранов-Россине с семьёй остался в Париже. «Я люблю Париж и ничего не боюсь» — сказал он своей знакомой, встретившей его в почтовом отделении.
9 ноября 1943 года художник был арестован гестапо и 20 января 1944 года депортирован в Германию. 25 января 1944 года Владимир Баранов-Россине погиб в Освенциме
В начале 1970-х произошло триумфальное возвращение художника на мировую сцену. Сначала в 1970-м в лондонской «Rutland Gallery» прошла его большая персональная выставка. Затем в 1971 году на выставке «Русский авангард» в галерее Леонарда Хьюттона в Нью-Йорке вызвало сенсацию сконструированное художником оптофоническое пианино. Начиная с 1973 года, выставки работ художника регулярно проходят в Европе и США.
Работы Баранова-Россине экспонировались и на родине — на выставке «Москва-Париж» в ГМИИ им. Пушкина в 1981 году, на выставке «Украинский авангард» в Мюнхене в 1993 году. В 2002 году в Государственной Третьяковской галерее состоялась широкая репрезентация картин и скульптур художника. В 2007 году в России прошло сразу две выставки Баранова-Россине: в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге и Музее личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве.
Работы художника находятся сегодня в престижнейших музеях, а аукционные цены бьют всё новые и новые рекорды, перешагнув за миллионный порог. В 2004 году на аукционе «Sotheby's» работа « со стулом» (1911 год) продана за 1 млн. 184 тысяч долларов, а в 2008 году на аукционе «Christie's» работа художника «Ритм (Адам и Ева)» 1910 года была продана за 2,72 миллиона фунтов, превысив эстимейт почти в два раза.
Работы Владимира Баранова-Россине представлены сегодня в нью-йоркском МоМА и парижском Центре Жоржа Помпиду, Третьяковской галерее и Государственном Русском музее, Музее Людвига в Кёльне Музее Хирша Хорна в Вашингтоне, в Wilhelm Lehmbruck Museum в Дуйсбурге и многочисленных частных собраниях.
Автор данного материала Евгений Деменок — писатель
, культуролог
, коллекционер и меценат
, автор книг и исследований
, посвященных художникам
, чьи судьбы были связаны с Одессой. Фото работы Баранова-Россине и некоторые иллюстрации предоставлены автором публикации. Читайте также другие материалы автора в Артхиве:
Семейные портреты Людмилы Кузнецовой — Бурлюк