войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Матисс, Брак, Пикассо - культовые фотоработы Мишеля Сима показывают на выставке

В рамках Десятой московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии 2017» московский Мультимедиа Арт Музей приглашает на выставку выдающегося французского фотографа и скульптора Мишеля Сима «Гении в мастерских. Закулисье парижской арт-сцены» из собрания Куно Фишера (галерея Фишера, Швейцария). На знаменитых фотографиях — Пикассо, Матисс, Брак, Кокто, Дюшан и другие художники, поэты и писатели мировой величины.
Матисс, Брак, Пикассо - культовые фотоработы Мишеля Сима показывают на выставке
Поляк по происхождению, скульптор по призванию, Мишель Сима жил в знаменитой парижской коммуне «Улей», и впоследствии запечатлел своих друзей. Совет Пабло Пикассо вернул интерес к жизни и творчеству бывшему пленнику Освенцима, а утрата Сима как фотографа произошла из-за… качества полиграфии
Мишель Сима (настоящее имя — Михал Змаевский) был прежде всего скульптором, а фотография была для него скорее хобби, нежели профессией. Тем не менее, мировую известность ему принесла именно фотография. На протяжении 10 лет он создавал портреты своих друзей-художников, поэтов и драматургов, среди которых были Пабло Пикассо, Анри Матисс, Франсис Пикабиа, Осип Цадкин, Альберто Джакометти, Жан Кокто и многие другие. Дружбе с художниками он обязан и своим псевдонимом: Sima — анаграмма слова Amis (друзья); эту идею подсказал Мишелю поэт Поль Элюар.
Мишель Сима. Франсис Пикабиа
Мишель Сима. Франсис Пикабиа
Художник и его творчество — главная тема, которая интересовала Мишеля Сима как фотографа. На всех снимках Сима художники запечатлены в мастерских, за работой. Но это не просто фиксация разных этапов художественного процесса. Благодаря дружбе со своими героями и доверию, царившему на съемочной площадке, ему удалось создать уникальные произведения, раскрыв тончайшие нюансы личности каждого персонажа, передав его неповторимую творческую ауру. Каждый художник, позируя среди своих работ в комфортной для себя обстановке ателье, словно сам рассказывал о себе зрителю.
Мишель Сима. Дора Маар.
Мишель Сима. Дора Маар.
В предисловии к вышедшему в 1959 году фотоальбому Мишеля Сима «Лица двадцати одного художника», посв

В предисловии к вышедшему в 1959 году фотоальбому Мишеля Сима «Лица двадцати одного художника», посвященному легендарной «Парижской школе», Жан Кокто написал: «У вас, мой дорогой Сима, возникла похвальная идея запечатлеть лица художников как бы в полете — волнующие лица творцов в борьбе с чудищами, которых они сами породили, апокалиптических всадников, ввергающих нас в лабиринт, где нас охватывает дикое, двойственное желание, не встречаясь с Минотавром, все-таки его увидеть».


Мишель Сима. Жан Кокто

Михал Змаевский родился в 1912 году в городке Слоним на юго-востоке Польши в еврейской семье. Учился в еврейской школе, рисовал, занимался лепкой и страстно мечтал стать художником и поселиться в Париже. В 17 лет он уговорил родителей отпустить его в Париж, где поступил в «Académie de la Grande Chaumière» и начал учиться на скульптора. В академии он провел всего год, решив, что лучше учиться, работая непосредственно в мастерских у скульпторов. Это было судьбоносное решение, которое позволило ему познакомиться и завязать дружбу с художниками и литераторами.
Мишель Сима. Жорж Брак.
Мишель Сима. Жорж Брак.
Мишель Сима учился у Осипа Цадкина, одного из известнейших скульпторов того времени. Именно в мастерской Цадкина на него обратил внимание Жан Кокто. Через него Сима познакомился с Полем Элюаром и Франсисом Пикабиа, к которому вскоре стал приходить на воскресные встречи, где собирался весь цвет литературно-художественного Парижа. В эти годы Сима начал фотографировать. Он делал фоторепортажи для пресс-агентств, время от времени получая заказы на фотопортреты. Но он не ощущал себя фотографом: Сима видел себя скульптором и именно в этом качестве пытался найти свое место в мире искусства.
Мишель Сима. Альберто Джакометти
Мишель Сима. Альберто Джакометти
В Париже Сима делил мастерскую с художником Рене Бессе на улице Impasse Ronsin. Его соседом был Константин Бранкузи, у которого Сима тоже работал какое-то время. Вскоре он завязал дружбу со звездами парижского художественного мира — Пабло Пикассо и Максом Эрнстом. Париж был сердцем художественного мира довоенной Европы. В это время и возник уникальный феномен т.н. «Парижской школы», соединившей французский дух с темпераментом других наций. Парижская школа стала огромным «плавильным котлом», в котором объединились все художественные течения, взаимно обогащая друг друга. Мишель Сима был полноправным участником этого движения
Мишель Сима. Ман Рей
Мишель Сима. Ман Рей
С началом Второй мировой войны Сима покинул Париж и переехал в Гольф-Жуан к Пикабиа, в неоккупированную зону, но и там ему не удалось избежать ареста: в августе 1942 года французские власти задержали его и выдали немцам, которые депортировали Сима в Освенцим. Освободившись из концлагеря, сломленный душевно и физически, Сима вернулся на Лазурный Берег в надежде на встречу с друзьями.

В Гольф-Жуане он снова встретил Пикассо, который в прямом смысле слова вернул Сима к жизни: он предложил ему ежедневно документировать процесс работы над картиной с помощью фотокамеры. Уже в первые часы работы Сима расширил задание, посчитав, что из этого процесса нельзя исключить присутствие самого художника, ведь произведение живет энергией того, кто его создал. Так возникли фотографии Пикассо в мастерской, в которой художник творит в окружении своих картин.
«Артхив» собрал изображения мастерских и студий 44 знаменитых художников в отдельной публикации: «Художников — в студию! Знаменитые творцы в интерьерах, или Чей творческий хаос вам ближе?»
Читайте также наш обзор выставки, которая работает до 17 марта 2017 г.: «MoMA открыл ретроспективу французского авангардиста Франсиса Пикабиа»
Фотография не только стала для Сима спасательным кругом, средством терапии, вернувшей ему радость бы

Фотография не только стала для Сима спасательным кругом, средством терапии, вернувшей ему радость бытия, но и определила направление его дальнейшего творчества: он нашел свой стиль и свою тему. В следующее десятилетие он стал фотографом, знаменитым среди художников. Результатом работы стал альбом «Пикассо в Антибе» (1948), который полностью соответствовал представлениям Сима о том, что художник и его творчество представляют собой единое целое.

Мишель Сима. Хуан Миро

В начале 50-х Сима вернулся в Париж и поселился в знаменитой колонии художников «Ля Рюш» («Улей»), этой «виллой Медичи для нищих», о которой Марк Шагал говорил: в «Улье» можно либо пропасть, либо стать знаменитым.

Сима с огромным удовольствием снова начал фотографировать друзей — ведь почти все его довоенные знакомые вернулись после войны в Париж. За несколько лет он создал портреты 60 художников постепенно возрождавшейся после войны Парижской школы, составив фотолетопись «плавильного котла искусств», уникальный по своей значимости исторический документ. Фотографии Мишеля Сима раскрывают перед нами огромное многообразие стилей и движений, параллельно существовавших в Париже, взаимодействие разных поколений художников. В 1958 году в издательстве «Nathan» вышел его фотоальбом «Лица двадцати одного художника».
Матисс, Брак, Пикассо - культовые фотоработы Мишеля Сима показывают на выставке
Матисс, Брак, Пикассо - культовые фотоработы Мишеля Сима показывают на выставке
Матисс, Брак, Пикассо - культовые фотоработы Мишеля Сима показывают на выставке
Матисс, Брак, Пикассо - культовые фотоработы Мишеля Сима показывают на выставке
Матисс, Брак, Пикассо - культовые фотоработы Мишеля Сима показывают на выставке
Матисс, Брак, Пикассо - культовые фотоработы Мишеля Сима показывают на выставке
На фото Мишеля Сима: Фернан Леже, Макс Эрнст, Жорж Брак, Леонард Фуджита, Андре Дерен, Анри Матисс (фото из блога, а также с официального сайта фотографа)
Мишель Сера. Эдуар Пиньон
Мишель Сера. Эдуар Пиньон
Конец увлечению Сима фотографией положило… качество типографской печати: когда он взял в руки фотоальбом «Лица двадцати одного художника», его постигло большое разочарование. Сима решил никогда больше не публиковать ни одной фотографии и посвятил себя работе скульптора до самой своей кончины в 1987 году. Несмотря на то, что карьера Сима-фотографа продлилась всего десять лет, за это время он успел сделать невероятно много.
Мишель Сима. Марсель Дюшан
Мишель Сима. Марсель Дюшан
«Он не просто фотограф, но фотограф, открывающий дверь за кулисы творческого процесса, которая прежде была закрыта… Сима фотографировал выдающихся художников прошлого века — своих друзей. Он был частью их мира, он приходил к ним не как профессиональный фотограф-портретист, наблюдал за ними не как журналист, а был одним из них. Он смотрел на них так, как они смотрели на него — с доверием … То, что он нам показывает, больше нигде не найдешь: братское единение, удивительную, потрясающую взаимную близость фотографа и модели», — написал близкий друг Мишеля Сима, Жан-Люк Месонье в послесловии к книге «Мишель Сима — художник в мастерской», выпущенной в 2008 году.

Выставка «Мишель Сима. Гении в мастерских. Закулисье парижской арт-сцены»
в Мультимедиа Арт Музее (Москва)работает до 9 мая 2017 года


Титульная иллюстрация: Мишель Сима. Пабло Пикассо. Фотографии к материалу (кроме отдельно указанных в пояснениях): Коллекция Куно Фишера, Галерея Фишера, Швейцария © Наследие Мишеля Сима. По материалам пресс-релизов Мультимедиа Арт Музея, Москва.