войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

MoMA открыл ретроспективу французского авангардиста Франсиса Пикабиа

Музей современного искусства в Нью-Йорке (MoMA) представил уникальную выставку под названием «Франсис Пикабиа: Наши головы круглые, значит, мысли могут менять направление». Это первая в истории США ретроспектива всей карьеры французского авангардиста — комплексное исследование его дерзкого, непочтительного и глубоко влиятельного творчества. Здесь представлено более 200 произведений, в том числе около 125 картин, ключевых работ на бумаге, периодики и графики, иллюстрированных писем и даже один фильм.
MoMA открыл ретроспективу французского авангардиста Франсиса Пикабиа
Название выставке дал афоризм, придуманный Пикабиа в 1922 году, который точно выражает нелинейный, круговой характер его художественной практики.
Среди великих художников прошлого столетия Франсис Пикабиа (1879 — 1953) также остаётся одним из сам


Среди великих художников прошлого столетия Франсис Пикабиа (1879 — 1953) также остаётся одним из самых неуловимых. Он решительно избегал любого отдельного стиля: его творчество охватывало живопись, поэзию, издательство, перформансы и кино. Пикабиа известен, прежде всего, как один из лидеров дадаизма. Однако его карьера колебалась от импрессионизма к радикальной абстракции, от провокаций дадаистов к псевдоклассицизму, от фотографического реализма до информализма.

Слева: Франсис Пикабиа с инсталляцией «Пляска святого Вита» (1919)

Такая непоследовательность Франсиса Пикабиа, его собственная стратегия и стилистическая эклектика наряду со скептицизмом делает его особенно актуальным для нынешних художников, а вся карьера бросает вызов знакомым нарративам авангарда.
Экспозиция разделена хронологически на 10 секций. Она начинается с ранних импрессионистских работ, таких как «Эффект солнечного света на берегах Луэна, Морет» (1905) и «Без названия (Нотр-Дам, Париж)» (1906), которые заставляют вспомнить картины Клода Моне и Альфреда Сислея. Но, как полагают, Пикабиа писал эти виды с фотографий, а не на пленэре, тем самым подрывая оригинальный дух импрессионизма.
Эта склонность пренебрегать установленными нормами и присваивать готовые образы станет основой его карьеры и будет шокировать как критиков, так и зрителей
Пикабиа быстро оставил импрессионизм
Об импрессионизме вы наверняка знаете очень много: и фамилии художников-корифеев назовете, и в музее запросто отыщете зал, где мерцает водная гладь и один и тот же мотив написан в разное время суток, и про скандал на первой выставке наверняка вспомните, и даже Моне от Мане отличите. А значит, пора переходить на следующий уровень: все, что вы еще хотели узнать об импрессионизме. Читать дальше
, и летом 1912 года обратился к абстракции. Примеры того периода — картины «Весна» и «Весенние пляски [II]", которые во время Осеннего Салона того года наряду с полотнами Франтишека Купки и Фернана Леже ознаменовали приход беспредметной живописи в Париж. Критики на родине поносили новую работу Пикабиа как «малопонятную», но несколько месяцев спустя четыре его абстракции предстали на Арсенальной выставке в Нью-Йорке, где француз был объявлен «верховным жрецом» современного искусства.
После возвращения в Париж в 1913 году Пикабиа создал пару монументальных полотен — «Ундина (Юная американка; Танец)» и «Священник», которые тогда были осмеяны в Осеннем Салоне. Впоследствии они стали ранним прецедентом для послевоенной абстрактной живописи, и теперь впервые в США выставлены вместе. «Ундина» прибыла из парижского Центра Жоржа Помпиду, а «Священник» — из чикагского Института искусств.
Период с 1915-го по 1922 годы, когда во время Первой мировой войны Пикабиа находился в Нью-Йорке, Ба


Период с 1915-го по 1922 годы, когда во время Первой мировой войны Пикабиа находился в Нью-Йорке, Барселоне и Швейцарии, а затем вернулся в Париж и присоединился к движению «дада», иллюстрируют несколько ключевых полотен.

Это «Редчайшая картина на Земле» (1915), «Какодилий глаз» (1921), иконоборческий групповой портрет парижских дадаистов с подписями более полусотни друзей и знакомых, а также «Пляска святого Вита», созданная в 1919-м и переделанная 25 — 30 лет спустя. Последняя представляет собой пустую раму с натянутыми внутри нитями, между которыми застряли слова.



Слева: Франсис Пикабиа, «Редчайшая картина на Земле» (1915). Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк

В первой половине 1920-х Пикабиа продолжал представлять картины в парижских салонах. Вместо традиционных масляных красок он использовал эмалевые, писал масштабные полотна, привлекающие внимание, — как абстрактные, так и фигуративные. К середине 1920-х художник более интенсивно стал использовать коммерческую эмаль и экспериментировать с другими нетрадиционными материалами. В коллажи того периода он включал спички, шпильки, сухие макароны, кисти и так далее.
При создании коллажа «Английская набережная» (1924 — 1925) Франсис Пикабиа использовал масляные крас
При создании коллажа «Английская набережная» (1924 — 1925) Франсис Пикабиа использовал масляные краски, эмаль, а также птичьи перья, макароны и кусочки кожи
В 1927 году Пикабиа начал создавать «накладные» произведения, известные как «Транспаренции». Он чере




В 1927 году Пикабиа начал создавать «накладные» произведения, известные как «Транспаренции». Он чередовал слои краски и смолистого лака, что позволяло ему накладывать линейные мотивы друг на друга, сохраняя их различие.

Здесь смешалась живопись эпохи Возрождения, каталонские фрески и поп-культура того периода.

«Транспаренции» варьируются от сложных образов, таких как «Сфинкс» (1929), до мастерски утончённых, например, «Аэлло», «Мелибе» и «Саломея» (все — 1930).






Слева: Франсис Пикабиа, «Саломея» (1930). Коллекция благотворительного фонда Брера, Лихтенштейн

В предвоенное время работы Пикабиа иллюстрировали всеобщую тревогу перед расползающейся по Европе угрозой фашизма и тоталитарных идеологий. Во время Второй мировой художник оставался на юге Франции, где создавал произведения, сочетающие китч
Понятие "китч" (или кич) имеет немецкое происхождение - так мюнхенские арт-дилеры называли недорогие картины, статуэтки и эскизы, которые пользовались популярностью у непритязательных покупателей, туристов и путешественников. Само слово "kitsch" в переводе с немецкого имеет несколько значений - мусор, халтурка, безвкусица, «дешёвка». И действительно, для художников китчевые работы были халтурой, способом заработать на кусок хлеба, для арт-критиков - безвкусицей, ну, а для ценителей искусства - дешевкой. Но потребителей, покупающих такие работы, это совершенно не смущало. Читать дальше
, массовую культуру и… политику.
  • Франсис Пикабиа, «Портрет доктора» (1938)
  • Франсис Пикабиа, «Поклонение тельцу» (1942)
Основой многих картин того времени были изображения из эротических журналов 1930-х. Эти спорные произведения остаются открытыми для интерпретации, свидетельствуют о моральной двусмысленности того мрачного исторического момента и тонкостях ответа индивидуума на сейсмические политические потрясения.
В 1945 году Пикабиа объявил о своём возвращении к абстракции, сказав в одном из интервью: «Фигуративное искусство умерло».
  • Франсис Пикабиа, «Эгоизм» (1950)
  • Франсис Пикабиа, «Опасность прочности» (1950)
Выставка в MoMA завершается послевоенными монохроматическим картинами, получившими названия по строчкам из Ницше. Здесь же можно увидеть иллюстрированные книги, которые художник выпускал в последние годы. Спустя два года после инсульта, перенесённого в июне 1951-го, Пикабиа скончался в Париже — в доме, где родился.
Выставка «Франсис Пикабиа: Наши головы круглые, значит, мысли могут менять направление» переехала в Музей современного искусства из Кунстхауса в Цюрихе. В Нью-Йорке она пробудет до 19 марта 2017 года.
По материалам официальных сайтов MoMA и Кунстхауса в Цюрихе. Главная иллюстрация: Франсис Пикабиа, «Аэлло» (1930)