Развитие «скандала на 250 млн долларов» связано с искусной современной подделкой работы Пармиджанино. Работу официально признал фальшивой аукционный дом Sotheby’s, на торгах которого некогда было продано полотно за более чем внушительную сумму. В чем была ошибка «Мориарти подделок», какие работы также под сомнением и что предпринимает аукционный дом для восстановления репутации?
Картина «Пармиджанино или школы Пармиджанино» была продана в январе 2012 года за 842,5 тыс долларов, а в октябре 2016-го оказалась в руках специалистов компании Orion Analytical, которые и дали заключение о подделке.
Картина действительно была создана с использованием старых материалов, но ошибочным было использование слишком яркого оттенке зеленого — таков основной смысл заключения экспертов
«Джироламо Франческо Мария Маццола — таково настоящее имя художника Пармиджанино (прозвище переводится как „маленький житель Пармы“, „малый из Пармы“) — родился 11 января 1503 года в семье пармского живописца Филиппо Маццолы. Жизнь художника была короткой — всего 37 лет, — но чрезвычайно насыщенной. На его долю выпали ранняя потеря родителей, но и пришедшее в юном возрасте признание. Благосклонность покровителей и подлость приближенных. Фортуна наделила его самобытным талантом и жаждой познания, но последнее стало для него скорее ловушкой, из которой он так и не смог выбраться…» — работы и биография художника в Артхиве
В самом крупном скандале со времен подделок работ Вермеера знаменитым фальсификатором Меегереном фигурирует один из крупнейших аукционных домов — сильнейший удар по репутации компании. Что ж, в декабре 2016 года Sotheby’s официально приобрел фирму Williamstown, базирующуюся в Массачусетсе и возглавляемую ученым, экспертом и реставратором Джеймсом Мартином (James Martin). Он возглавил новый научно-исследовательский отдел аукционного дома. Мартин выступал в прошлом году и как эксперт в громком деле о фальшивых работах известных художников — абстрактных экспрессионистов, проданных ныне несуществующей нью-йоркской галереей: там фигурировала сумма в 60 млн долларов.
Напомним, начало скандалу положила «Венера», якобы написанная в 1531 году Лукасом Кранахом Старшим. В 2013 году эту панель купил у галереи в Лондоне князь Лихтенштейна, уплатив 7 млн долларов. Но в начале нынешнего года французская полиция изъяла её с выставки в Экс-ан-Провансе из-за сомнений в подлинности.
Есть опасения, что многомиллионные полотна Брейгелей, Ван Дейка, Бронзино, Пармиджанино и других старых мастеров окажутся работами высококвалифицированного имитатора, которого в прессе уже называют «Мориарти фальсификаторов».
Подробнее о других аспектах скандала, включая детали, связанные с реализацией полотен, мы рассказываем в отдельной публикации
«Портрет мужчины», проданный коллекционеру из Сиэтла как работа Франса Хальса, оказался фальшивым
Титульная иллюстрация: «Святой Иероним», работа современного мастера в стиле Пармиджанино. По материалам artnet