Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Мировой арт-рынок замер в ожидании крупного скандала,который может обойтись дилерам примерно в 250 млн долларов. Начало ему положил аукционный дом Sotheby’s,который выяснил,что картина Франса Хальса, проданная пять лет назад анонимному покупателю за 10,4 млн долларов,является подделкой.
Есть опасения,что многомиллионные полотна Брейгелей,Ван Дейка,Бронзино,Пармиджанино и других старых мастеров окажутся работами высококвалифицированного имитатора,которого в прессе уже называют«Мориарти фальсификаторов».
Начало скандалу положила«Венера», якобы написанная в 1531 году Лукасом Кранахом Старшим. В 2013 году эту панель купил у галереи в Лондоне князь Лихтенштейна,уплатив 7 млн долларов. Но в начале нынешнего года французская полиция изъяла её с выставки в Экс-ан-Провансе из-за сомнений в подлинности. Сейчас работа проходит проверку в Центре музейных исследований и реставрации Франции,где её сравнивают с «Тремя грациями», написанными немецким живописцем в тот же период.
Слева: фрагмент«Венеры с вуалью», которую Лукас Кранах Старший вроде бы написал в 1531 году,и которая ныне принадлежит князю Лихтенштейна
В свою очередь Sotheby’s,установив,что картина Хальса поступила из того же источника,что и Кранах,отозвал холст для исследований пигмента. «К сожалению,анализ показал,что работа,несомненно,является подделкой. Мы аннулировали продажу и в полном объёме компенсировали клиенту убытки», — говорится в заявлении аукционного дома.
«Это крупнейший скандал в мире искусства в нынешнем столетии. Ничего подобного не случалось с 1940-х годов,когда возникли сомнения в подлинности нескольких«ранних картин» Вермеера, — говорит всемирно известный арт-дилер Боб Хабольдт.
«Портрет мужчины», проданный коллекционеру из Сиэтла как работа Франса Хальса,оказался фальшивым
Торговец антиквариатом говорит,что рынок застали врасплох продуманным маркетингом этих весьма сложных подделок на основе старых материалов. Теперь покупатели будут настаивать на большем количестве гарантий,как научных,так и финансовых.
С ним согласен искусствовед Бендор Гросвенор. Он считает«мастера-фальсификатора» лучшим подделывателем в истории. Однако этот скандал будет иметь далеко идущие последствия не только для рынка,но и всего мира старых мастеров,ведь подлинность картин подтверждали множество экспертов,учёных и музеев.
Портрет кисти лже-Хальса и «Венера» Кранаха(?) прошли через руки некоего французского арт-дилера Джулиано Руффини. Он рассказывает,что в своё время по счастливой случайности купил целую коллекцию шедевров живописи. При этом 71-летний торговец настаивает,что никогда не называл свои приобретения«работами старых мастеров» — это делали многочисленные учёные. «Я коллекционер,не эксперт», — говорит о себе Руффини.
Выше: единственный известный снимок Джулиано Руффини,где рядом с ним сидит женщина по имени Андре Бори,у которой он,якобы,купил бесценные картины. Фото via The Art Newspaper
Он же «выпустил» на рынок и полотно«Давид,разглядывающий голову Голиафа» Орацио Джентилески. Позже картину отказался принимать на продажу аукционный дом Christie’s,но произведение всё же приобрёл некий британский коллекционер. Недавно он одалживал его Национальной галерее в Лондоне — для небольшой выставки,посвящённой художнику. Музей утверждает,что провёл техническую экспертизу холста,но не обнаружил ничего подозрительного. Выставка уже завершилась,и экспонат вернулся владельцу.
Более подробную историю сканадала вокруг арт-дилера Джулиано Руффини читайте в нашем отдельном материале
Сейчас в арт-кругах ходят слухи как минимум о 25-ти работах,которые могут оказаться произведениями«Мориарти фальсификаторов». Пока же все ждут выводов французских экспертов,анализирующих«Венеру» из коллекции князя Лихтенштейна.