публика не видела с 1930-х годов
На некоторых работах стоит гриф «НМ» — продолжает знакомить с выставкой Данило Никитин, — он обозначает произведения, которые не представляли музейной ценности. Даже сотрудники музея не знали, что с ними делать, но в то же время они понимали, что благодаря этому «ярлыку» можно сохранять работы.
Владимир Пурий «Буквиця N и О», 1927, бумага, тушь, акварель
— Очень талантливы работы Владимира Пурия (1895−1941), о котором тоже мало знают исследователи. Он был родом из Львова, учился в Краковской Академии искусств. В 1930-е годы приехал в Киев и учился в мастерской Федора Кричевского. Его графика демонстрирует высокую культуру. Его работы ничем не «провинились» перед советской властью, но были названы формалистическими и подлежали уничтожению.
В.Пурий «Графика», 1920-е годы, бумага, тушь, акварель, гуашь
— Эта работа экспонировалась на выставке «Х лет Октября» в нашем музее. Сохранилась старая фотография с этой выставки, и мы смогли идентифицировать это произведение. В 1930-е годы студенты обязательно должны были проходить практику на заводе им. Дзержинского в Каменском. Страна Советов развивалась в направлении индустриализации, и надо было прославлять труд рабочих на заводах, фабриках, а эти художники выполняли государственные заказы, только властям не понравилось, как они это делали.
Юлия Литвинец приглашает киевлян и гостей столицы на экскурсию по выставке 28 августа. Особенно интересной частью рассказа, признается куратор, будет раскрытие связей украинских художников с Западом. Ведь многие из них много путешествовали по Европе и экспонировались, в том числе — и на Венецианской биеннале.
Василий Сильвестров «Пионерка (Девочка с кружкой)», 1935, бумага, пастель
Заглавная иллюстрация: Алексей Кравцов «Не забывайте нас», 1920-е гг., бумага, линогравюра