войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

В Киеве представили запрещенное искусство социалистической Украины

В Национальном художественном музее Украины открылась выставка «Спецфонд. Графика»: в экспозиции — 84 работы 19-ти художников, включая таких мастеров, как Михаил Жук, Георгий Нарбут, Иван Падалка, Мария Котляревская. «Спецфонд — как ГУЛАГ для произведений изобразительного искусства," - говорят организаторы. Что же было скрыто от публики долгие годы? Мы побывали на вернисаже.
В Киеве представили запрещенное искусство социалистической Украины
На открытии выставки: Елена Гончарук (отдел связей с общественностью), Данило Никитин (заведующий от
На открытии выставки: Елена Гончарук (отдел связей с общественностью), Данило Никитин (заведующий отделом графики) и Юлия Литвинец (директор музея и куратор выставки)
В Киеве представили запрещенное искусство социалистической Украины
Большинство представленных на выставке произведений
публика не видела с 1930-х годов
Михаил Жук (1883−1964) «Из серии портретов украинских художников». Портреты Николая Бурачека и Никол
Михаил Жук (1883−1964) «Из серии портретов украинских художников». Портреты Николая Бурачека и Николая Пимоненко. 1931−1934, бумага, офорт
Михаил Жук (1883−1964) «Из серии портретов украинских художников». Портрет Виктора Пальмова. 1931−19
Михаил Жук (1883−1964) «Из серии портретов украинских художников». Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Виктора Пальмова. 1931−1934, бумага, офорт
Михаил Жук (1883−1964) «Из серии портретов украинских художников». Портреты Олексы Новакивского и Ва
Михаил Жук (1883−1964) «Из серии портретов украинских художников». Портреты Олексы Новакивского и Василия Кричевского. 1931−1934, бумага, офорт
 — Выставка «Графика Спецфонда» — это продолжение проекта, открытого в нашем музее в 2015 году, когд

 — Выставка «Графика Спецфонда» — это продолжение проекта, открытого в нашем музее в 2015 году, когда была представлена живописная часть Спецфонда, — рассказывает куратор выставки, директор музея Юлия Владимировна Литвинец. — Это работы, собранные со всей Украины в 1937—1939 гг. и они насчитывали 1741 единицу, но до наших дней сохранились не все экспонаты. Изобразительное искусство Украины занимает в истории искусства почетное место, и чтобы восстановить нашу историю советского периода, музей проделал огромную работу.

В Киеве представили запрещенное искусство социалистической Украины
В Киеве представили запрещенное искусство социалистической Украины
«Спецфонд — это был ГУЛАГ для произведений изобразительного искусства. В этот «лагерь» попадали работы репрессированных художников или произведения тех мастеров, творчество которых не вписывалось в каноны, формировавшиеся в советской культуре," - говорит Данило Владимирович Никитин, заведующий отделом графики Национального музея.
Арон Мерхер «Забастовка», 1933, бумага на картоне, графитный карандаш, акварель, тушь
Арон Мерхер «Забастовка», 1933, бумага на картоне, графитный карандаш, акварель
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
Читать дальше
, тушь
Василий Овчинников (1907−1978) «Семья безработных», 1930, бумага, графитный карандаш
Василий Овчинников (1907−1978) «Семья безработных», 1930, бумага, графитный карандаш
На некоторых работах стоит гриф «НМ» — продолжает знакомить с выставкой Данило Никитин, — он обознач

На некоторых работах стоит гриф «НМ» — продолжает знакомить с выставкой Данило Никитин, — он обозначает произведения, которые не представляли музейной ценности. Даже сотрудники музея не знали, что с ними делать, но в то же время они понимали, что благодаря этому «ярлыку» можно сохранять работы.

Владимир Пурий «Буквиця N и О», 1927, бумага, тушь, акварель


— Нашему музею, можно сказать, очень повезло, потому что в 1952 году Спецфонд во Львовском художественном музее был физически уничтожен — работы А. Архипенко, А. Грищенко и других художников были сожжены
— Выставка открывается работами Георгия Нарбута, который работал в Киеве в 1917—1920 годы. Он был автором первых украинских государственных знаков — герба, банкнот и почтовых марок. Репрессии художника не коснулись, он умер в 1920 году, но на его работы повесили клеймо «национализм», так что их отправили в Спецфонд.
  • Г.Нарбут "Эскиз одежды", 1918, бумага, акварель
    Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
    Читать дальше
  • Г.Нарбут "Эскиз одежды", 1918, бумага, тушь, гуашь
    Гуашь (от франц. Gouache - влажный) – вид живописи, в котором используют матовые водорастворимые краски. Их также называют этим термином. Возникла гуашь в ХI веке, когда к акварели добавили клей и белила для достижения большей плотности. Её консистенция создает непрозрачное изображение, может перекрывать «неудачные» места. В Средневековье гуашевыми краскам создавали миниатюры в книгах. Художники эпохи Возрождения использовали их для эскизов. В России гуашь стала популярна среди плакатистов. В станковой живописи её применяют для оформления декоративных элементов, в сочетании с тушью или акварелью. Гуашью работают не только на бумаге, а и на холсте, фанере, ткани.Краска сначала наносится тонким флоем, а затем перекрывается болем плотным. Существует художественная и плакатная гуашь. Для последней характерна большая насыщенность.
    Читать дальше
    , акварель
    Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
    Читать дальше
Георгий Нарбут «Марка издательства «Сіверянська думка», 1918, бумага, тушь
Георгий Нарбут «Марка издательства «Сіверянська думка», 1918, бумага, тушь
  • Г.Нарбут "Портрет академика Дмитра Багалия", бумага, тушь, акварель
    Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
    Читать дальше
  • Г.Нарбут "Портрет историка Вадима Модзалевского", 1919, бумага, тушь, гуашь
    Гуашь (от франц. Gouache - влажный) – вид живописи, в котором используют матовые водорастворимые краски. Их также называют этим термином. Возникла гуашь в ХI веке, когда к акварели добавили клей и белила для достижения большей плотности. Её консистенция создает непрозрачное изображение, может перекрывать «неудачные» места. В Средневековье гуашевыми краскам создавали миниатюры в книгах. Художники эпохи Возрождения использовали их для эскизов. В России гуашь стала популярна среди плакатистов. В станковой живописи её применяют для оформления декоративных элементов, в сочетании с тушью или акварелью. Гуашью работают не только на бумаге, а и на холсте, фанере, ткани.Краска сначала наносится тонким флоем, а затем перекрывается болем плотным. Существует художественная и плакатная гуашь. Для последней характерна большая насыщенность.
    Читать дальше
Данило Владимирович продолжает знакомить с работами: «Эта выставка построена на контрастах: работы известных мастеров экспонируются рядом с произведениями художников, о которых мы мало знаем и даже совершенно нам неизвестных. Например, мы даже не смогли найти имени художника Пронина. Его графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
конца 1920-х годов очень интересна.
Н.Пронин «Графика», 1920-е гг., бумага, тушь
Н.Пронин «Графика», 1920-е гг., бумага, тушь
Н.Пронин «Графика», 1920-е гг, бумага, тушь
Н.Пронин «Графика», 1920-е гг, бумага, тушь
— Очень талантливы работы Владимира Пурия (1895−1941), о котором тоже мало знают исследователи. Он б

— Очень талантливы работы Владимира Пурия (1895−1941), о котором тоже мало знают исследователи. Он был родом из Львова, учился в Краковской Академии искусств. В 1930-е годы приехал в Киев и учился в мастерской Федора Кричевского. Его графика демонстрирует высокую культуру. Его работы ничем не «провинились» перед советской властью, но были названы формалистическими и подлежали уничтожению.

В.Пурий «Графика», 1920-е годы, бумага, тушь, акварель, гуашь

«На выставке представлены художники восточного региона Украины, а их творческий потенциал, — это можно сказать с 100% уверенностью, — был чрезвычайно сильным. Сейчас бы их назвали харизматическими личностями. Все они выходцы из среды рабочих, и эта действительно специфическая среда давала им импульс в их творчестве, заряжала напором, уверенностью в себе, — собственно, за что они и пострадали…» — Юлия Литвинец.
Зиновий Криштул «Донбасс», 1927, картон, итальянский карандаш
Зиновий Криштул «Донбасс», 1927, картон, итальянский карандаш
Николай Рокицкий (1901−1944) «Металлурги», начало 1930-х гг., бумага на дикте, сангина.

 — Эта рабо
Николай Рокицкий (1901−1944) «Металлурги», начало 1930-х гг., бумага на дикте, сангина.

 —
Эта работа экспонировалась на выставке «Х лет Октября» в нашем музее. Сохранилась старая фотография с этой выставки, и мы смогли идентифицировать это произведение. В 1930-е годы студенты обязательно должны были проходить практику на заводе им. Дзержинского в Каменском. Страна Советов развивалась в направлении индустриализации, и надо было прославлять труд рабочих на заводах, фабриках, а эти художники выполняли государственные заказы, только властям не понравилось, как они это делали.
— Еще один автор, о котором известно крайне мало — это Алексей Кравцов. Он был выходцем из Донбасса, учился в Киевском художественном институте у С. Григорьева, который считал его очень способным юношей. В его ранних, немного наивных работах, заметно, что он только начинает свой путь как художник, и в то же время они сильные, экспрессивные. Художник умер от менингита в начале 1920-х годов. Его замечательную работу «Забойник» мы выбрали для афиши выставки.
Алексей Кравцов «Забойщик», 1929, бумага, литография
Алексей Кравцов «Забойщик», 1929, бумага, литография
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
Алексей Кравцов «Графика», 1920-е гг, бумага, линогравюра
Алексей Кравцов «Графика», 1920-е гг, бумага, линогравюра
Линогравюра – способ использования линолеума для создания отпечатков. Наряду с ксилографией относится к группе техник высокой печати, где след на бумаге оставляют выступающие части пластины. Хотя сам линолеум как напольное покрытие был изобретён в 1860-х годах, технику линогравюры впервые опробовали где-то между 1905 и 1913 годами художники группы «Мост» (Die Brücke) в Германии, где подобным образом печатались обои.
Читать дальше
— В экспозиции представлена уникальная работа Юхима Михайлова с авторским названием «Старое и новое». Эта пастель
Пастель (от лат. pasta – тесто) – материалы, в виде мелков, применяемые в живописи и графике. Может быть восковой, сухой и масляной. Сухая пастель предполагает применение метода растушевки, с помощью которого можно достичь мягких цветовых переходов. Помимо этого различают твердую пастель для рисунка и мягкую для сочных крупных штрихов. Изображение наносят на фактурную поверхность, способную удержать пигмент: бархатную, пастельную и наждачную или тонированную бумагу для акварели. Ранее мастера рисовали даже на замше. Единственный минус – способность осыпаться. Поэтому после завершения работы картину фиксируют специальным материалом или обычным лаком для волос. Название красок произошло от названия техники «а пастелло», применяемой итальянскими художниками ХVI века. Спустя два столетия эту тенденцию подхватили во Франции. Художники, прежде всего, оценили скорость и легкость написания картин с помощью пастели. Ею пользовался Дега, размашисто накладывая краску на поверхность, а после - обрабатывая паром, что делало материал податливым для растушевки пальцами.
Читать дальше
«украинского Чюрлёниса» уникальна тем, что о ней никто не знает, — в полный каталог работ Ю. Михайлова, изданный в Америке в 1980-е годы, эта работа не вошла. Художник умер в 1930-е годы в ссылке на севере России.
Юхим Михайлов (1885−1935) «Старое и новое», картон, пастель
Юхим Михайлов (1885−1935) «Старое и новое», картон, пастель
Пастель (от лат. pasta – тесто) – материалы, в виде мелков, применяемые в живописи и графике. Может быть восковой, сухой и масляной. Сухая пастель предполагает применение метода растушевки, с помощью которого можно достичь мягких цветовых переходов. Помимо этого различают твердую пастель для рисунка и мягкую для сочных крупных штрихов. Изображение наносят на фактурную поверхность, способную удержать пигмент: бархатную, пастельную и наждачную или тонированную бумагу для акварели. Ранее мастера рисовали даже на замше. Единственный минус – способность осыпаться. Поэтому после завершения работы картину фиксируют специальным материалом или обычным лаком для волос. Название красок произошло от названия техники «а пастелло», применяемой итальянскими художниками ХVI века. Спустя два столетия эту тенденцию подхватили во Франции. Художники, прежде всего, оценили скорость и легкость написания картин с помощью пастели. Ею пользовался Дега, размашисто накладывая краску на поверхность, а после - обрабатывая паром, что делало материал податливым для растушевки пальцами.
Читать дальше
Среди других экспонатов выставки значительный интерес представляют работы бойчукиста Ивана Падалки и его учеников — Марии Котляревской и Александра Довгаля.
  • Иван Падалка "Полив", 1928, бумага, линогравюра
    Линогравюра – способ использования линолеума для создания отпечатков. Наряду с ксилографией относится к группе техник высокой печати, где след на бумаге оставляют выступающие части пластины. Хотя сам линолеум как напольное покрытие был изобретён в 1860-х годах, технику линогравюры впервые опробовали где-то между 1905 и 1913 годами художники группы «Мост» (Die Brücke) в Германии, где подобным образом печатались обои.
    Читать дальше
  • Мария Котляревская "Девочка с сачком", 1927, бумага, линогравюра
    Линогравюра – способ использования линолеума для создания отпечатков. Наряду с ксилографией относится к группе техник высокой печати, где след на бумаге оставляют выступающие части пластины. Хотя сам линолеум как напольное покрытие был изобретён в 1860-х годах, технику линогравюры впервые опробовали где-то между 1905 и 1913 годами художники группы «Мост» (Die Brücke) в Германии, где подобным образом печатались обои.
    Читать дальше
  • Александр Довгаль (1904-1961) "Солому штилями носят", 1926, бумага, линогравюра
    Линогравюра – способ использования линолеума для создания отпечатков. Наряду с ксилографией относится к группе техник высокой печати, где след на бумаге оставляют выступающие части пластины. Хотя сам линолеум как напольное покрытие был изобретён в 1860-х годах, технику линогравюры впервые опробовали где-то между 1905 и 1913 годами художники группы «Мост» (Die Brücke) в Германии, где подобным образом печатались обои.
    Читать дальше
  • Александр Довгаль (1904-1961) "Распределение пайка", 1927, бумага, линогравюра
    Линогравюра – способ использования линолеума для создания отпечатков. Наряду с ксилографией относится к группе техник высокой печати, где след на бумаге оставляют выступающие части пластины. Хотя сам линолеум как напольное покрытие был изобретён в 1860-х годах, технику линогравюры впервые опробовали где-то между 1905 и 1913 годами художники группы «Мост» (Die Brücke) в Германии, где подобным образом печатались обои.
    Читать дальше
В Киеве представили запрещенное искусство социалистической Украины
В Киеве представили запрещенное искусство социалистической Украины
В Киеве представили запрещенное искусство социалистической Украины
В Киеве представили запрещенное искусство социалистической Украины
В Киеве представили запрещенное искусство социалистической Украины
В Киеве представили запрещенное искусство социалистической Украины
Моисей Фрадкин «Иллюстрации», 1927; Цвий Эмский-Могилевский «Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
жены»; Гаврило Пустовийт «Строительство в селе», середина 1920-х; Моисей Фрадкин «Похорон», 1927; Бер Бланк «Иллюстрации к рассказу Давида Бергельсона», 1928
— У нас еще осталось несколько скрученных валов с живописными работами Спецфонда, намотанные в 1956 году. Мы не знаем, какие это произведения. Исследования Спецфонда нашего музея продолжаются
— …А пока мы ждем выхода каталога, который находится уже в печати. В него вошла 241 работа. Он включает историю спецфондов, альбомную часть с описаниями произведений и инвентарную книгу. Каждый, кто ее откроет, увидит, какие именно художники попали в спецфонд, и поймет, какой тотальный страх власти испытывали не только перед людьми инакомыслящими, но даже перед предметами. Можете себе представить, что в нашем музее в спецфонд изъяли даже кувшины, накладки от икон… Такое ощущение, что власть хотела спрятать все, что было «до соцреализма».
Теофил Фраерман (1883−1957) «Иллюстрация к сказке», бумага на картоне, акварель
Теофил Фраерман (1883−1957) «Иллюстрация к сказке», бумага на картоне, акварель
В Киеве представили запрещенное искусство социалистической Украины
В Киеве представили запрещенное искусство социалистической Украины
В Киеве представили запрещенное искусство социалистической Украины
В Киеве представили запрещенное искусство социалистической Украины
В Киеве представили запрещенное искусство социалистической Украины
В Киеве представили запрещенное искусство социалистической Украины
Святослав Гординский (1906−1993), Николай Бутович (1895−1961), неизвестные авторы. «Обложки», 1920-ые — начало 1930-х годов, бумага, печать
Юлия Литвинец приглашает киевлян и гостей столицы на экскурсию по выставке 28 августа. Особенно инте

Юлия Литвинец приглашает киевлян и гостей столицы на экскурсию по выставке 28 августа. Особенно интересной частью рассказа, признается куратор, будет раскрытие связей украинских художников с Западом. Ведь многие из них много путешествовали по Европе и экспонировались, в том числе — и на Венецианской биеннале.

Василий Сильвестров «Пионерка (Девочка с кружкой)», 1935, бумага, пастель

Выставка «Графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
. Спецфонд» продлится до 28 августа 2016 года.
Рекомендуемые выставки и показы
В Киеве представили запрещенное искусство социалистической Украины
Фоторепортаж: Александр Ратушняк
Заглавная иллюстрация: Алексей Кравцов «Не забывайте нас», 1920-е гг., бумага, линогравюра
Линогравюра – способ использования линолеума для создания отпечатков. Наряду с ксилографией относится к группе техник высокой печати, где след на бумаге оставляют выступающие части пластины. Хотя сам линолеум как напольное покрытие был изобретён в 1860-х годах, технику линогравюры впервые опробовали где-то между 1905 и 1913 годами художники группы «Мост» (Die Brücke) в Германии, где подобным образом печатались обои.
Читать дальше