Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
4 статьи  •  2 теста

Пименов, Дейнека, Коржев: Институт русского реалистического искусства выложил в Сеть часть своей коллекции

Мне нравится3       0  
Институт русского реалистического искусства и Google Cultural Institute провели гигапиксельную съемку картин из собрания Института, и пока этот «молодой» музейно-выставочный комплекс закрыт на реэкспозицию, знакомимся с его коллекцией онлайн. Любопытная и показательная получается экскурсия: впечатления — неоднозначные, мастера — значительные. Итак, Дейнека…
В проекте Google Arts & Culture участвуют более 1000 ведущих мировых музеев, в числе которых TATE, British Museum, National Gallery, Rijksmuseum и другие. Институт русского реалистического искусства открылся в 2011 году, так что его коллекция не слишком известна широкому кругу зрителей. Тем интереснее с ней познакомиться: что же считают «лучшим из лучшего», и что удалось собрать в частном музее? Получился ли характерным «срез эпохи», и что сегодня смотрится странно, а что — органично?
Георгий Савицкий. Портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше жены художника. 1941
Даже и не скажешь, что это — не «дореволюционный» портрет…
Разделы коллекции ИРРИ: первый — живопись первой половины XX века, произведения таких мастеров, как Аркадий Пластов, Сергей Герасимов, Александр Дейнека, Юрий Пименов, Георгий Нисский, Исаак Бродский и другие художники.
Гавриил Горелов, «Семейный портрет». 1920е
Институт русского реалистического искусства (ИРРИ) открылся в декабре 2011 года в Москве, в одном из старинных корпусов бывшей ситценабивной фабрики. Художественное собрание Института, как указано на сайте, представляет коллекцию живописи национальной реалистической школы ХХ века.
Игорь Грабарь, Портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше композитора Сергея Прокофьева за работой над оперой «Война и мир». 1941
(на сайте приводится несколько работ из других коллекций, «одолженных» музеем для проходившей там выставки)
Основу второй части экспозиции составляют работы художников-«шестидесятников». Гелий Коржев, братья Сергей и Алексей Ткачевы, Виктор Иванов, Петр Оссовский, Дмитрий Жилинский, Таир Салахов… Отметим, работы Гелия Коржева узнаются, что называется, «с лету». В коллекции ИРРИ — очень «хлесткие», драматичные произведения.
Гелий Коржев, Натюрморт×Натюрморт – живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве. читать дальше (Серп и молот). 2003

Настоящий серп и настоящий молот: реализм — нивелирует…
Гелий Коржев, «На лесоповале». 2003
«Острая», «парадоксальная», «мощная», «долгожданная» — этой весной в Третьяковской галерее прошла первая в России ретроспектива Гелия Коржева. О мэтре «сурового стиля» и его знаковых работах читайте в нашем обзоре.
Гелий Коржев, «Шинель и сапоги». 1950е
За последние несколько лет в Москве и Санкт-Петербурге появилось несколько частных музеев. Помимо ИРРИ, это не так давно открывшийся Музей русского импрессионизма, Музей А. З., Музей Фаберже. Открытые для широкой публики, частные музеи, оснащенные по последнему слову техники, очень привлекательны и ведут большую культурную и просветительскую работу.
Гелий Коржев. «Дополнительный урок», 1986−1992
Сергей и Алексей Ткачевы, «Детвора». 1962
Сергей и Алексей Ткачёвы — тандем живописцев, уроженцы Брянской области. Они учились у замечательного художника и педагога Сергея Герасимова в Московском художественном институте имени Василия Сурикова. Счастливые, беззаботные дети — известный сюжет…
В основе музейного фонда ИРРИ - частная коллекция бизнесмена Алексея Ананьева, которая начиналась как домашняя, но уже через десять лет смогла стать базой для большого музейно-выставочного комплекса. Коллекционер хорошо знаком с большинством художников, представленных в ИРРИ.
Михаил Кугач, «Смеющийся мальчик». 1957
«Я лично приобретал у них работы, мы и сейчас находимся в контакте, — рассказывает Ананьев. — Это Гелий Коржев, Виктор Иванов, Дмитрий Жилинский, Петр Оссовский, Ефрем Зверьков, братья Ткачевы и многие другие».
  • Федор Решетников, "Мать и дочь". 1950е.
  • Фрагмент картины "Мать и дочь"
По словам Алексея Ананьева, «художники готовы расстаться со своими лучшими работами, зная, что они не скроются навсегда в частных коллекциях, а будут выставлены в музейном пространстве. Исходя из этого, в первую очередь, и появилась идея создания ИРРИ».
Вячеслав Жемерикин «Дежурная Надя», 1976.

Кто помнит БАМ и стройотряды?
В состав последней, третьей части экспозиции вошли произведения известных мастеров живописной школы Москвы и Санкт-Петербурга, а также работы художников из других городов России.
Михаил Кончаловский, «Самовар», 1972
Михаил Кончаловский — представитель знаменитой художественной династии. Как живописец сформировался под влиянием своего отца, ставшего его главным учителем. Отец Михаила Кончаловского — известный художник Петр Кончаловский, один из основателей и председатель художественного объединения «Бубновый валет», важного явления в истории отечественного искусства. Дед — великий художник и мастер исторических полотен Василий Суриков, автор «Боярыни Морозовой», «Утра стрелецкой казни», «Перехода Суворова через Альпы» и многих других.
Таир Салахов. Портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше Ирины Струевой. 2000

Окинув взором ленту-превью работ коллекции с изобилием красного цвета, эту работу среди других «иконок» поначалу относишь к «соцреалистическому» ряду. Контекст играет шутки с восприятием! А ведь это — Таир Салахов как он есть.
Пока публика наслаждается изображениями картин из коллекции ИРРИ, сотрудники института не только работают над обновлением выставочных залов, но и готовят к предстоящему сезону новые образовательные программы. Интересно, будут ли по ним писать сочинения школьники, что за темы там будут представлены?
Сергей Лучишкин, «Парад на стадионе „Динамо“». 1936−1976
Один из знаменитых остовцев родился в Москве в семье лавочника. В юности Сергей Лучишкин учился на курсах декламации на режиссера и практически параллельно занимался у художника Абрама Архипова в Свободных художественных мастерских. Известность Лучишкину принесла как его живопись, так и театральная деятельность. В 1920-е годы он активно экспериментирует в области беспредметного искусства как в живописи, так и театре. В 1930—1950-е годы творчество Лучишкина возвращается в более традиционное русло. Он много занимается оформительской деятельностью, активно участвует в набирающем силу кинопроцессе. Лучишкин был художником-постановщиком фильма Григория Александрова «Цирк» (1936) с Любовью Орловой в главной роли. (Из описания картины на Google Cultural Institute).
Николай Соломин, «Ни пуха ни пера». 2002
Мужик и сеттеры — что не так? Все так! «В этой работе Николай Соломин с иронией и психологической достоверностью утверждает ценность обыденных моментов жизни. Для этого автор избрал традиционный бытовой „охотничий“ жанр, хорошо известный по картине Василия Перова „Охотники на привале“. Натурщиком для этой работы стал человек, строивший Соломину дом и позвавший однажды художника на охоту. „Походили мы, устали, собаки устали — чувствуют, что непрофессиональные охотники. И я подумал: это же тема для картины. Объект, который можно нарисовать с юмором“, — вспоминал Соломин. Словами „ни пуха ни пера“ по традиции желают удачи в делах. Но, судя по отсутствию трофеев, герои картины не добыли как раз ни пуха и ни пера. Несмотря на это, и охотник, и два его сеттера выглядят довольными собой…» — приводим описание с сайта.
Что ж, удачной охоты на русский реализм XX века он-лайн!
…В коллекции немало красных знамен, бойцов, спортсменов, людей труда, сельских сюжетов, полей в снегах, самоваров, образов политических деятелей (например, Орджоникидзе, да и Сталина как не узнать)… И вместе с тем это не идейно направленное собрание с разного рода клише, и не всестороннее исследование. Это самые разные памятки времени, которые зритель волен «считывать» по-своему, а на каждый «плакатный» сюжет имеется и «антидот» — будь то изумительный пейзаж, сочный натюрморт×Натюрморт – живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве. читать дальше , неординарный, «живой» портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше или сюжет Гелия Коржева.
Все иллюстрации к материалу из собрания ИРРИ.
Титульная иллюстрация — фрагмент работы А. Дейнеки «Девушка завязывающая ленту на голове» (1951).
 Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP