войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Малевич, Шагал, Кандинский - Королевская академия в Лондоне процитирует легендарную выставку

В будущем году Королевская Академия художеств в Лондоне презентует амбициозный проект «Революция: Русское искусство 1917−32 г. г.». Организаторы обещают воспроизвести самую эффектную часть легендарной ленинградской выставки 1932 г., которая тогда заняла 100 залов Русского музея. Акцент предстоящего вернисажа — более 30 картин Казимира Малевича, причем некоторые из них впервые с тех времен снова окажутся рядом.

Малевич, Шагал, Кандинский - Королевская академия в Лондоне процитирует легендарную выставку
В экспозиции также будут представлены абстрактные архитектурные композиции Малевича, так называемые архитектоны.
Кураторы выставки «Революция», которая откроется 11 февраля 2017 г., ставят перед собой амбициозную задачу: по возможности повторить экспозицию Казимира Малевича, которая была представлена в 1932 году в рамках выставки в Русском музее в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Также будут представлены работы Марка Шагала и Василия Кандинского. О прошлом и будущем выставки «Революция» и экспозиции Малевича — в нашем сегодняшнем рассказе.
Вначале — об исторических фактах. В 1932 году было принято решение организовать выставку, посвященую 15-летию со дня Октябрьской революции. Ее обозначили как Юбилейную и назвали «Художники РСФСР за XV лет. Живопись. Графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
. Скульптура». А организовать такое знаковое для молодой Страны Советов мероприятие поручили Николаю Пунину — известному историку и искусствоведу, который с 1927 года возглавлял отдел новейших течений в искусстве Русского музея. История знает его и как спутника Анны Ахматовой, погибшего в заключении…

Тогда, в 1932 ему удалось собрать более 2,8 тысяч работ. Первоначально выставку планировали провести в Москве, однако для предполагаемых объемов экспозиции быстро найти помещение не удалось. Поэтому выставка «Художники РСФСР за XV лет» впервые открылась в Ленинграде, в залах Русского музея. Пунину удалось организовать гигантскую экспозицию всего за 6 месяцев.
Василий Кандинский «Синий гребень», 1917.
Василий Кандинский «Синий гребень», 1917.
Сам Николай Пунин говорил о себе так: «У меня, в сущности, есть только один, но настоящий дар: я умею понимать живопись и умею раскрывать ее другим».
Впервые Юбилейная выставка «Художники РСФСР за XV лет» открылась в залах Государственного Русского м

Впервые Юбилейная выставка «Художники РСФСР за XV лет» открылась в залах Государственного Русского музея 13 ноября 1932 года. В экспозиции было показано 2824 произведения 357 художников. Каков размах! Выставку посетило более 70 тысяч человек, что составило 30% от общего количества посетителей Русского музея в 1932 году. Оно и понятно — популярные выставки всегда привлекают большое количество зрителей, а уж юбилейные, да в РСФСР..

Казимир Малевич. «Атлеты». 1931
Казимир Малевич. «Атлеты». 1931
Несмотря на грандиозность экспозиции, стать ее участником было непросто, а особенно для авангардистов — их противостояние с ярыми поклонниками соцреализма уже набирало обороты. Любопытны строки из дневника Павла Филонова, одного из признанных лидеров русского авангарда: «На юбилейную выставку будут приняты работы лишь тех художников, кто получит от музея приглашение принять в ней участие. Это приглашение из многих десятков моих товарищей — учеников получили только Миша (Цыбасов) и Порет с Глебовой».

А что же Малевич? Его киевскую персональную выставку 1930-го года жестко раскритиковали, а осенью того же года посадили в тюрьму «за антисоветскую пропаганду» — Малевич прошел и через это. После ареста художник много работал, писал картины второго «крестьянского» цикла, экспериментировал с плоскими торсами своих «постсупрематических» персонажей и много времени отводил на работу с архитектонами. В 1932 году Малевича назначают руководителем экспериментальной лаборатории в Русском музее. Вспомним — организатор выставки Николай Пунин там же возглавляет отдел новейших течений в искусстве. Несмотря на прошедшую в том же году в ГРМ выставку «Искусство эпохи империализма», которая была — пусть и опосредованно, — призвана обозначить русский авангард
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше
Малевич, «изобретая» супрематизм, в мастерскую никого не пускал. Единственным исключением была художница-авангардистка Александра Экстер. Некогда жительница Киева, переехав во Францию, она преподавала в школе Фернана Леже, создавала «модельную» одежду, и после долгого забвения ее картины сегодня ценятся «на миллион». Наш небольшой экскурс – по киевским маршрутам «амазонки русского авангарда». Читать дальше
как искусство загнивающей буржуазии, Малевич все еще оставался значимой фигурой в русском искусстве. Так что на юбилейной выставке в Ленинграде ему тоже нашлось место.
1932 год был знаменательным для художественной жизни России — на смену обществам, кружкам, группам и группировкам пришел Союз советских художников. Как следствие, социалистический реализм
Реализм (от позднелатинского reālis - «действительный») принято рассматривать как начало развития современного искусства. В буквальном смысле "реализм" - художественный стиль, который правдиво и объективно воспроизводит действительность во всех ее подробностях, вне зависимости от степени красоты изображаемого на картине. Читать дальше
начал свой победный путь, все остальное стало «вредным и ненужным».
Казимир Малевич оформляет свою персональную экспозицию на выставке «Художники РСФСР за XV лет», 1932
Казимир Малевич оформляет свою персональную экспозицию на выставке «Художники РСФСР за XV лет», 1932 г.
Фото: архив ГРМ.

Юбилейная выставка «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде стала последней, где Малевичу удалось вы

Юбилейная выставка «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде стала последней, где Малевичу удалось выстроить экспозицию собственных работ в соответствии с личным художественным замыслом. Почему мы делаем акцент на Ленинграде? Потому, что годом позже, в 1933-м, Юбилейная выставка переехала в Москву, и вот там все было совершенно иначе. Работы Малевича «ютились по углам», «Черный квадрат» жестоко критиковали, да и вся экспозиция выставки была переделана и увеличена в духе новых веяний. Тут, в столице, стало окончательно ясно, что соцреализм стал «единственно верным» направлением в советском искусстве.

На фото:билет на выставку в Москве.

Малевич, Шагал, Кандинский - Королевская академия в Лондоне процитирует легендарную выставку
Экспозиционный зал Казимира Малевича на юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет».
Экспозиционный зал Казимира Малевича на юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет».
Но вернемся к Юбилейной выставке в Ленинграде. Известно, что Малевич сам оформлял собственную экспозицию — он и работал там, в ГРМ. В письме Ивану Клюну, написанному уже после открытия выставки, в декабре 1932 года, Малевич писал: «Я жюри не подвергался, дали целую комнату, в которой я выставил около тридцати работ живописи и архитекто[ны]. Комната вышла ударная. Отношение к моей комнате хорошее «. Вот именно эту комнату — последнюю из экспозиций, подготовленных собственноручно, так, как любил Малевич, и собираются воссоздать кураторы на выставке в Королевской Академии художеств в Лондоне.
Произведения Малевича с фотографии его экспозиции на Юбилейной выставки ныне находятся в собрании Русского музея. Исключение — «Пейзаж с четырьмя домами», местонахождение которого неизвестно, «Женщина с граблями» из Третьяковской галереи (была представлена в ГРМ в экспозиции «Искусство эпохи капитализма») и «Черный квадрат». Именно этот «Черный квадрат» (четвертый по счету), по мнению экспертов, был написан Малевичем для выставки «Искусство капитализма» и впоследствии экспонировался на Юбилейной выставке в 1932 году.
Выставка Пунина 1932 года является отправной точкой для будущей экспозиции в Королевской Академии, в которую войдут экспонаты из Государственного Русского музея и Государственной Третьяковской галереи. Как считает Наталья Мюррей, преподаватель русского искусства в Институте Курто в Лондоне, выставка в стенах Академии сможет стать мощным контрастом между классическими интерьерами и советским искусством — так же, как это было в стенах ГРМ.
Казимир Малевич. «Женский торс». 1931
Казимир Малевич. «Женский торс». 1931
В экспозицию войдут работы не только авангардистов, но и художников разных движений, которые доживали свои последние «легитимные» дни, а впереди были аресты, репрессии и лагеря сталинского режима. Будут здесь и представители соцреализма, наглядно демонстрирующие в своих работах культ советских вождей и коммунистической идеологии. Словом, проект задуман масштабный, интригующий и очень интересный.
Примечательны названия разделов будущей экспозиции: «Судьба крестьян», «Бесконечная Россия», «Салют Вождю», «Дивный Новый мир», «Новое общество», «Сталинская Утопия».

Выставка откроется 11 февраля 2017 года и будет работать до 17 апреля.
Борис Кустодиев. Большевик. 1920 г.
Борис Кустодиев. Большевик. 1920 г.
И еще одна любопытная готовится в Лондоне в будущем году: лондонская Tate Modern готовит экспозицию «Красная звезда над Россией» (8 ноября 2017 — 18 февраля 2018). Она исследует то, как российские и советские художники «создали уникальную визуальную идентичность в течение пяти десятилетий, от первой революции 1905 года до смерти Сталина в 1953 году». В частности, жители и гости британской столицы увидят работы Эль Лисицкого и Нины Ватолиной из коллекции дизайнера Дэвида Кинга.
Казимир Малевич. «Супрематизм». 1916
Казимир Малевич. «Супрематизм». 1916
Несмотря на политические веяния, культурные связи между Британией и Россией крепнут и набирают обороты. Надеемся, что этот щедрый поток впечатлений устремится и в обратную сторону, как это в нынешнем году продемонстрировали Третьяковская галерея и Национальная портретная галерея, обменявшись знаковыми экспозициями.


Выставка «Революция: Русское искусство 1917−32гг» в Королевской Академии искусств в Лондоне откроется 11 февраля и продлится до 17 апреля 2017 г.

Рекомендуемые художники
Казимир Малевич. «Супрематизм». 1916
Казимир Малевич. «Супрематизм». 1916
В работе над материалом использована информация порталов theartnewspaper.com, maslovka.org (справочные материалы), ГРМ.
Титульная иллюстрация: Казимир Малевич, «Крестьяне». Ок.1930