Выставка в Музее Фрика раскрывает секреты работы мастерской времен Ренессанса в творчестве Андреа дель Сарто — ученика Пьеро ди Козимо и учителя Джорджо Вазари. «Его графика
завораживает!» — восторженно заявляют кураторы и в подтверждение демонстрируют 50 рисунков мастера и 4 живописных работы из ведущих музеев мира. А также предлагают зрителям заглянуть и под красочный слой полотен мастера с помощью новейших технологий!
Выставка подготовлена Музеем П. Гетти и Музеем Фрика и организаторы подготовили интересное видео для виртуального знакомства с экспозицией.
«Сила рисунков в немалой степени зависит от способности художника передать зрителю сам творческий процесс. С этой точки зрения рисунки дель Сарто, работавшего во Флоренции — самом сердце Ренессанса, — завораживают. Этот творческий процесс наблюдаем от первой искры вдохновения в его композиционных эскизах через порывистые натуралистические зарисовки лиц и фигур, до окончательного варианта картины в красках» — рассказывает директор музея Гетти Тимоти Поттс.
Картины и рисунки мастера прибыли Лувра, музея Гетти, Галереи Уффици, Палаццо Питти во Флоренции Британского музея и Национальной галереи в Лондоне.
Сопоставление рисунков и картин — еще одна особенность нынешней выставки. Ну что особенного в том, что дель Сарто делал зарисовки для своих картин — подумают многие, — ведь это неотъемлемая часть работы практически для каждого художника? Кураторы выставки поясняют, в чем же состоит исключительность творческого метода художника и его индивидуальной манеры:
«Андреа дель Сарто своим искусством не вписывается в рамки изящества, гармонии и элегантности, которые присущи рисункам старшего поколения художников Возрождения — Леонардо да Винчи и Рафаэля. Его искусство отличается беспрецедентным натурализмом и непосредственностью, в его работах, выполненных красным мелом, чувствуется „жесткость“ из-за выбранного им материала. Его мощные этюды позволили художнику превратить обычных людей в Мадонн и святых, а улыбающихся детей — в ангелов».
«Андреа дель Сарто своим искусством не вписывается в рамки изящества, гармонии и элегантности, которые присущи рисункам старшего поколения художников Возрождения — Леонардо да Винчи и Рафаэля. Его искусство отличается беспрецедентным натурализмом и непосредственностью, в его работах, выполненных красным мелом, чувствуется „жесткость“ из-за выбранного им материала. Его мощные этюды позволили художнику превратить обычных людей в Мадонн и святых, а улыбающихся детей — в ангелов».
Голова ребенка в профиль вправо
1527, 24.7×17.8 см
Этюд головы Юлия Цезаря
1520, 21.5×18.4 см
Эта выставка впервые показывает полный творческий процесс дель Сарто в мастерской. Используя новейшие технологии инфракрасной рефлектограммы, можно заглянуть сквозь красочный слой и убедиться в том, что рисунок играл важнейшую роль в создании работ, как это видно в картине «Жертвоприношение Исаака».
А на примере знаковой для дель Сарто картины «Святое семейство Медичи» прослеживается тщательная работа художника над созданием ключевой фигуры композиции — Святой Елизаветы.
Андреа дель Сарто — художник и рисовальщик Высокого Возрождения. Он возглавлял мастерскую во Флоренции, одну из самых известных и успешных в Европе. Сын портного (Carto в переводе с итальянского — портной), в семь лет был отдан на обучение ювелирному мастерству. Заметив способности к рисованию, мальчика отдали учиться в мастерскую Пьеро ди Козимо. Он приучил мальчика к неустанному кропотливому поиску нужной композиции и следованию интуиции в использовании цветов. С годами слава и репутация мастерской дель Сарто росла, а ученики этого мастера известные нам сегодня художники — Якопо Понтормо, Франческо Сальвиати и Джорджо Вазари.
Дель Сарто был известен своими картинами на религиозные сюжеты, и в то же время он был очень профессиональным портретистом, повлиявшим на последующие поколения художников. Его смелые композиции изображают «живых, дышащих» людей. Успех его портретов кроется в тщательном изучении выражения человеческого лица, языка жестов и поз, настроения и темперамента.
С самого начала карьеры Андреа дель Сарто его работы пережили многочисленные влияния: натурализм
и сфумато он заимствовал от Леонардо да Винчи, чувство юмора и внимание к деталям — от Пьеро ди Козимо, гармония и равновесия пришли от Рафаэля, а мрачные затененные глазницы, характерные для некоторых работ, он подсмотрел у своих молодых коллег — Франчабиджо и Доменико Пулиго.
Необычайно реалистичные зарисовки к алтарным работам, совершенно стирают грань между его религиозной живописью и портретом.
Андреа дель Сарто. Фрагмент картины «Вознесение Пресвятой Богородицы» и этюд фигуры апостола к этой работе
Сегодня существует около 180 графических работ Андреа дель Сарто: они имеют решающее значения для понимания его творчества. Графика свидетельствует о том, что рисунки сопровождали художника на каждом этапе его живописных работ и фресковых росписей. Все его творения вначале появлялись в эскизах.
Андреа дель Сарто «Эскиз головы женщины», 1525, Лувр, Париж
Эскиз фигур у балюстрады
1522, 17.5×20 см
Андреа дель Сарто «Голова молодой женщины», 1517, 25.7×20.5 см. Коллекция Кустодия, Париж
Выставка в Музее Фрика в Нью-Йорке продлится
до 10 января 2016 года.
до 10 января 2016 года.
Невероятное совпадение - еще одна выставка Андреа дель Сарто в Нью-Йорке
Музей Метрополитен на примере двух живописных работ рассказывают о… роли рисунка в творчестве художника! Одна тема, один город, один автор! До 10 января 2016 здесь можно полюбоваться роскошными работами: «Святое семейство Боргерини» из собственного собрания музея дополнено картиной «Милосердие» из Галереи искусств в Вашингтоне.
Святое семейство с юным Святым Иоанном Крестителем. Деталь
1528, 135.9×100.6 см