Выберите язык
Пользуйтесь Артхивом на удобном для вас языке
Sign up
Создайте учетную запись
Зарегистрируйтесь, чтобы использовать максимум функций Артхива

"Декабрьские вечера Святослава Рихтера" в ГМИИ им.Пушкина: выставка к музыке - в честь юбилея

  3 
Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина проводит ежегодный Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». Юбилейные, 35-е, в честь 100-летия со дня рождения музыканта, они сопровождаются прекрасной выставкой. «Звучат» Пуссен, Рерих, Левитан, Сезанн… Автор проекта, куратор — Президент ГМИИ им. А. С. Пушкина Ирина Александровна Антонова. Что ж, идемте слушать картины!
Созданный в 1981 году по инициативе Ирины Александровны Антоновой и Святослава Теофиловича Рихтера, фестиваль стал настоящим символом Музея. Его основная идея — единство культуры через синтез изобразительных искусств, музыки и поэзии.
«Я мог бы стать не только музыкантом, да, мог бы… художником», — Святослав Рихтер
Темой нынешней выставки стали четыре вечные темы: «Любовь», «Героизм и Доблесть», «Жизнь и Судьба», «Человек и Мир». И каждую из них сопровождает уникальная музыкальная программа.
Экспозиция построена в форме диалога художников разных эпох и стран. Представлено 52 произведения: живописные полотна, скульптура, графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
.
Тема «Любви» раскрывается в работах мастеров с древнейших времен и до наших дней, от статуи вельможи древнеегипетского скульптора 18 династии и античной Афродиты до сердечной заботы на полотне Жана-Батиста Симеона Шардена «Молитва перед обедом».

Музыкальную часть этой темы продолжают произведения Роберта Шумана, Рихарда Вагнера и Ференца Листа.



Автор проекта и куратор выставки, Президент ГМИИ им. А. С. Пушкина Ирина Александровна Антонова на открытии «Декабрьских вечеров Святослава Рихтера».

«…Давая согласие возглавить „Декабрьские вечера“ в качестве художественного руководителя, Рихтер обусловил этот содержательный формат с самого начала. Это решение не было для него случайным. Известно, что Генрих Густавович Нейгауз называл Рихтера „человеком не только слышанья, но и виденья“, подчеркивая его многогранную одаренность. „Я мог бы стать не только музыкантом, да, мог бы… художником“, — это „пристрастие“ Рихтер пронес через всю жизнь…» — Ирина Антонова, Президент ГМИИ им. Пушкина

Полную версию статьи Ирины Антоновой, посвященную «Декабрьским вечерам» и личности великого пианиста, вы можете прочитать здесь.
Тема «Героизма и Доблести» представлена несколькими скульптурными композициями. Также — впервые в Москве! — демонстрируются вместе полотна Никола Пуссена «Танкред и Эрминия» (Эрмитаж) и «Ринальдо и Армида» (ГМИИ им. А.С. Пушкина), созданные на сюжеты рыцарской поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим».

Тема героических событий в музыкальной части «Вечеров» представлена произведениями Людвига ван Бетховена и Дмитрия Шостаковича.

Раздел «Жизнь и Судьба» автор выставки, Ирина Антонова, представила, в частности, картинами Петера ван дер Виллиге «Аллегория бренности», Питера ван дер Кроса «Буря на море» и шедевром Бернардо Строцци «Старая кокетка».

Музыкальная часть этой темы — Мусоргский, Моцарт, Бетховен и Шостакович.

Мотив предстояния человека земле и небу — еще одна тема «Декабрьских вечеров». Масштабные видения природы раздела «Человек и Мир» — это картины Доссо Досси «Пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
со сценами из жизни святых», Каспара Давида Фридриха «Исполиновы горы», Александра Иванова «Вода и камни под Палаццуоло», Поля Сезанна «Гора Святой Виктории (Пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
в Эксе)».

Музыкальную линию темы посетители прочувствуют в пьесах Моцарта, Гайдна, Вивальди и Шумана.
«Декабрьские вечера» — событие воистину международного масштаба, под стать гению великого пианиста. За годы проведения музыкального фестиваля в его неотъемлемой изобразительной части принимали участие такие ведущие музеи мира, как Галерея Тейт, Лувр, Центр Жоржа Помпиду, Музей Орсэ, музей Гёте, музеи Лейпцига, Дрездена, Дюссельдорфа, Национальный музей Шиллера, нью-йоркский Музей современного искусства и Метрополитен-музей, Центр Дюрренматта и многие, многие другие хранилища и святилища художественных шедевров человечества.
В рамках празднования столетия со дня рождения Святослава Рихтера 7 декабря открывается еще одна выставка — в Мемориальной квартире пианиста будет представлена экспозиция его портретов; также посетители увидят макеты Бориса Мессерера к трем постановкам Рихтера на «Декабрьских вечерах» и акварели художника с видами Тарусы. Работы для выставки предоставлены ГМИИ им. А. С. Пушкина, ВМОМК им. М. И. Глинки, а также частными коллекционерами. Выставка продлится до 11 февраля будущего года, а расписание концертов в Мемориальной квартире Святослава Рихтера можно посмотреть здесь — как же без музыки!

Каждому фотографу и оператору было известно, как Рихтер ненавидит съемки во время своих выступлений, когда «на лице отражена мучительная работа, а это не то, важен лишь результат». Именно это и привлекало художников из числа его поклонников.

Анна Трояновская. Портрет Святослава Рихтера

Билеты на концерты уже почти распроданы, но все же можно успеть послушать музыку и посетить прекрасную выставку картин в стенах ГМИИ им. Пушкина. Программу вы можете посмотреть здесь. Приятных вам «Декабрьских вечеров»!
Главная иллюстрация: Кетеван Магалашвили. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Святослава Рихтера.
Фотографии материала: страница ГМИИ им. Пушкина в соцсети Фейсбук.
  3 
 Comments
To post comments log in or sign up.