Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
14 статей  •  3 теста

Пейзаж в Эксе, гора Святой Виктории (Гора Сент-Виктуар)

Предложить название
1905, 60×73 см • Масло, Холст

Описание картины «Пейзаж в Эксе, гора Святой Виктории (Гора Сент-Виктуар)»

Эта картина Поля Сезанна - одно из редких сокровищ музея им. Пушкина. Это самое последнее изображение горы Святой Виктории, которое Поль Сезанн написал за год до смерти. Символичный сумеречный пейзаж, итог двадцатилетнего поиска и изучения. Начиная с середины 1880-х годов Сезанн написал гору Святой Виктории больше 80 раз.

Постепенно освобождая изображение от лишних деталей, отыскивая верные пропорции и растворяя естественные границы между деревьями, домами, горой и небом, Сезанн находит почти абстрактную, мистическую сущность. Сезанн постепенно переходит от собственного виденья к художественной упорядоченности, а от упорядоченности - к изначальной «идее горы».

Биограф Сезанна Алекс Данчев говорит, что художник «показывал не столько топографию, сколько психогеографическое начало, в нем жил не пейзажист, а скорее геолог или, быть может, археолог». Чтобы почувствовать разницу, достаточно взглянуть на фотографии этих мест или на изображения горы у других художников. Например, у импрессиониста Ренуара («Гора Сент-Виктуар»).

Поклонникам Сезанна, и художникам, и критикам, и зрителям, одинаково трудно объяснить, как он этого монументального эффекта добивался. Не помогает ни анализ технических приемов, ни даже их профессиональное повторение. О Сезанне говорили как о пророке, как о человеке, способном не постигать натуру, а противостоять ей. О видимых несовершенствах его работ Виктор Шоке сказал однажды как «о совершенствованиях, рожденных широтой познаний». Целое поколение художников-модернистов, выросшее и окрепшее под воздействием Сезанна, в унисон повторяло: он пишет не яблоко, а душу яблока, он пишет не гору, а суть горы.

Не пытаясь постичь способность Сезанна вскрывать личным искусно заточенным живописным инструментом суть вещей, можно все же рассмотреть кое-какие технические и композиционные приемы, присущие его поздним работам. И последним изображениям горы Святой Виктории, в частности.

В последние годы Сезанн много работает акварелью - и через некоторое время переносит акварельные эффекты в свои работы маслом. Краски ложатся тонко, прозрачно, а холст в некоторых местах остается незакрашенным. Отдельные цветовые пятна не пересекаются.

Где-то здесь, в сложенных как будто из мозаики небесах и травах начнется кубизм. Это мир, в котором художник вездесущ - он внутри пейзажа и способен осмотреть каждый интересующий его предмет с нескольких сторон, проворачивая ракурсы и не довольствуясь прямой перспективой.

Где-то здесь, на стыке разнонаправленных, динамичных мазков видимый мир дает трещину, но не рушится, а обновляется, предвещая экспрессионизм. И здесь же, в почти не различимых очертаниях деревьев, земли и неба, уже существуют все предпосылки для идей абстрактного искусства, где цвет сам по себе - смысловая и эмоциональная энергия картины.

Автор: Анна Сидельникова
Читать всю аннотациюСвернуть

Эта работа в подборках пользователей

  • Портрет жены художника
  • Женщина на высоком табурете
  • Фермерша
The Shchukin Collection
33 работы • 0 комментариев
  • Сатурн, пожирающий своих детей
  • Похороны сардинки
  • Дух мертвых не дремлет
FB
504 работы • 0 комментариев
  • Поворот дороги в Монжеру
  • Пьяница
  • Озеро Деннеси
Поль Сезанн
74 работы • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Пейзаж с домами
0
Пейзаж с домами

XX век, 50×65 см
Дух мертвых не дремлет
33
Дух мертвых не дремлет

1892, 73×92 см
Похороны сардинки
18
Похороны сардинки

1814, 82.5×62 см
Красные рыбки
31
Красные рыбки

1912, 147×98 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.