Увлеченность Натальи Гончаровой Востоком нашла отражение в серии «Павлинов». Она организовала проект «Художественные возможности по поводу павлина», в котором изобразила павлина в 10 стилях. В Третьяковской галерее, помимо «египетского», хранится
«Павлин (стиль русской вышивки)».
Египетский «Павлин» написан в стиле экспрессионистического примитивизма, и это одна из наиболее темпераментных картин Гончаровой. Для многих именно «Павлин» стал ее символом. Египетская версия завораживает своим многоцветием, сиянием, торжеством жизни. В названии картины есть «солнце», но мы его не видим, все пространство занимает великолепный хвост павлина. Возможно, это о том, что во всей красе и яркости павлин может проявиться, когда его озаряет солнечный свет, но как же напрашивается иная версия: сам развернутый хвост в данном случае и символизирует солнце.
Грандиозная феерия цвета воплощает как красоту мира, так и сам акт творения – кажется, роскошный хвост творится в то мгновение, когда павлин любуется им. Картина демонстративно двухмерная, не пространственная, что традиционно присуще египетским изображениям. Павлин словно распластан на темном сумрачном фоне, который позволяет еще активнее заиграть краскам его оперения.
Наталья Гончарова написала «Павлина под ярким солнцем» в период обращения к русским корням и к Востоку. И действительно, стиль-то египетский, символика восточная, но разве не приходит на ум при взгляде на эту сияющую картину исконно русская жар-птица из народных сказок? Впрочем, об увлеченности автора Гогеном «Павлин» тоже сообщает недвусмысленно (сравните,
например).
Гончарова провозгласила, что разочарована Западом, и отныне все ее интересы устремлены на Восток. «Павлин» воплощает восточную яркость, наслаждение жизнью, жар и страсть. Кажется, с его искрящихся цветом и светом перьев льется неиссякаемая энергия жизни, первозданная сила, словно самое бессмертие воплощено в его образе. На Востоке павлин действительно является символом бессмертия.
Если бы доктора выписывали вместо рецептов на таблетки билеты в художественные галереи, то поздней осенью и зимой пациентов стоило бы направлять в Третьяковку смотреть на эту картину – как на источник визуальных витаминов, для повышения уровня жизненных сил.
Автор: Алена Эсаулова