Картина
«Обрученные и Эйфелева башня» представляет излюбленный сюжет Марка Шагала: летящие влюбленные. В невесте без труда узнается его вечная Муза, жена Белла, в образе жениха Шагал изобразил самого себя.
Люди, преодолевшие земное притяжение, – частые герои картин Марка Шагала.
Хотя не совсем верно говорить, что на картинах Шагала преодолена гравитация. Речь даже не о преодолении, которое предполагает борьбу и усилие. Для изображенных Шагалом фигур полет естественен, как дыхание. Мы не преодолеваем сопротивление воздуха для того, чтобы его вдыхать и выдыхать. И герои картин Шагала не преодолевают силу тяготения – она в их пространстве попросту не действует.
«Обрученные и Эйфелева Башня» показывает нам два любимых города Шагала. Сложно не заметить Эйфелеву башню – ярко-синяя, узнаваемая, она заполняет задний фон. А под ней – Витебск. Нижний правый угол не оставляет никаких сомнений в том, крыши какого города ютятся под летящим ангелом и парящей башней.
«Художником можно быть только в Париже», – говорил Марк Шагал. А признаваясь Парижу в своей бесконечной любви и стремясь сказать о нем лучшее, что только можно, восклицал:
«Париж, ты мой Витебск!». И действительно, в его картинах удивительным образом соседствуют два города.
Петух, телец, овен, коза и другие животные нередко фигурируют на его полотнах. В том числе
коза-скрипачка, ставшая одним из фирменных знаков Шагала. Исследователи видят в этих образах библейские корни, апеллируя, с одной стороны, к животным как жертвоприношению и символу искупления грехов, с другой, к знаку чистоты и гармонии. Оптимистичный, светлый, радостный настрой описываемой картины скорее располагает ко второй трактовке. К тому же, отметим, что образы животных, в частности, козы и петуха, у Шагала нередко сопровождают влюбленных (есть даже картина
«Влюбленные и красный петух»). И в этом контексте напрашивается отсылка к «Песне песней» как гимну любви и единения влюбленных с природой.
Сквозным для творчества Шагала является также использование архетипа беременности. Скрипач изображен словно внутри петуха. Подобное мы видим в картине
«Материнство» – ребенок в лоне матери. В
«Продавце скота» жеребенок изображен в животе кобылы. Не столь прямолинейно этот образ использован в «Обрученных и Эйфелевой башне» и
«Портрете Вавы», где в животе любимой женщины изображены влюбленные. Они символизируют растущую изнутри силу, соединяющую двоих в одно, и ту бережность, с которой женщина может взращивать и оберегать любовь.
В «Обрученных» внутри петуха, оторвавшего от земли влюбленную пару и несущего их, счастливых и мечтательных, среди яркого разнообразия мира Шагала (в котором летают ангелы и козы, сияет двойное солнце, а дороги напрямую соединяют Витебск и Париж) изображен скрипач, символ творчества. Для Марка Шагала, как никого иного, именно любовь была движущей силой жизни и искусства. Он всегда говорил, что главное в жизни, самое сильное в жизни – это любовь. И та сила, которое приносит любовь и переносит влюбленных из места реального в место бесконечное, приносила и ему вдохновение. Какое бы имя земной женщины эта сила не носила.
Автор: Алена Эсаулова