Картина "Крестьянская жизнь" была написана Марком Шагалом спустя два года после его переезда в Париж. Его пригласил известный маршан Амбруаз Воллар - и взял художника под свое крыло. Торговец картинами и издатель, Воллар начал претворять в жизнь свою оригинальную идею - издать несколько классических книг с иллюстрациями, которые сделали не профессиональные графики, а художники. Шагал привлекал его остротой мышления, гротескностью и саркастическим взглядом на окружающий мир.
Воллар редко ошибался в своем выборе, так было и на этот раз. Шагал создал 96 листов оригинальной графики к гоголевским "Мертвым душам". Воллар стал маршаном Шагала.
Картины художника продавались замечательно. Прославился он еще в Берлине, но ничего не заработал из-за инфляции. В Париже его благосостояние быстро улучшилось. И Шагал стал позволять себе повторения своих старых картин, которые он предпочитал именовать "вариантами". К подобным "вариантам" относится и картина "Крестьянская жизнь", написанная художником в 1925 году.
Те, кто знаком с творчеством художника, отчетливо видят в ней аллюзию на более раннее произведение - картину
"Я и моя деревня", написанную Шагалом еще в 1911 году, в его первый приезд в Париж, когда он восхищался
Ван Гогом,
Ренуаром и
Гогеном. В ней явно чувствуется влияние кубизма, отчасти фовизма, но все это подано "по-шагаловски", достаточно лирично, с легким налетом модерна.
А вот "Крестьянская жизнь" написана весьма слащаво и мило - ничего экстравагантного. Эдакая "сладкая деревенская дольче вита" и ее простые радости: свежая травка - для веселой лошадки, мечты о доме и семье -для глуповатого на вид крестьянина. И нехитрые развлечения в перспективе.
Американский писатель Джонатан Уилсон в своей книге, посвященной жизненному пути Марка Шагала, рискнул предположить, что ряд подобных "вариантов" ранних сюжетов своих картин художник создал, что называется, ради денег. Которых у него на тот момент было уже вполне достаточно для того, чтобы вести привольную жизнь и позволять себе многое. Так, в его распоряжении - комфортная новая студия на авеню д’Орлеан, обставленная в восточном стиле не без участия любимой жены, которая в Париже из Берты стала Беллой. И регулярные заказы от Воллара, которые вовремя оплачивались.
Пожалуй, "Крестьянская жизнь" чем-то напоминает сбывшиеся мечты самого Шагала: уютный дом и простые радости жизни, к которым он шел так долго и упорно.