Модернизм (от франц.
moderne - новый, новейший, современный) – художественное направление, объединяющее множество течений, основанных на противостоянии классическому искусству и возникшие в ХХ веке. Для всех них характерны глубокая индивидуальность, внутренняя свобода, вызов устоявшимся канонам. К ранним течениям модернизма относятся
импрессионизм и
постимпрессионизм. Позже получили развитие такие направления модернизма, как
фовизм,
экспрессионизм,
кубизм,
футуризм,
дадаизм и
сюрреализм. Более поздними считаются
кинетическое искусство и
оп-арт (оптическое искусство).
Рассматривая современное искусство, критики называют условную дату, когда появился модернизм – это 1863 год, когда в Париже открылся «Салон отверженных». На нем были представлены работы художников, отвергнутые строгим жюри Парижского салона – например, скандальная картина Эдуарда Мане «
Завтрак на траве» (1863). Творчество многих из этих живописцев не поддерживалось Королевской академией живописи и скульптуры, однако именно «Салон отверженных» привлек повышенное внимание публики, вызвав яростные споры и насмешки критиков.
Модернизм осуществил сдвиг внимания художников от реалистического и подражательного к более субъективистскому, абстрактному искусству, посвященному внутренним мирам, для изображения которого в пространстве картины мастера стали использовать новые техники. Цвет и форма, линия и пространство, симметрия и тональность стали автономными инструментами, которые были не только средством выражения, но и темой произведения.
Некоторые критики считают, что образованию новых форм эстетического выражения способствовал духовный кризис Запада, который начался в середине XIX века и продолжался до Первой мировой войны. Он был связан с окончательным утверждением капитализма в качестве основной экономической и социальной модели мироустройства на фоне упадка монархий и великих империй. Промышленная революция, перенаселенность городов, военная и гражданская нестабильность, синдром «конца столетия» – вот условия, которые влияли на развитие течений, объединяемых под эгидой модернизма, отрицающего пошлость и безвкусицу буржуазного класса.