Художник Коринт взял за правило отмечать каждый день рождения написанием автопортрета. Поэтому сохранилось их немало: одних лишь холстов штук тридцать, не считая акварелей и рисунков углем. Причем большинство из них заслуживают внимания. Обладая отменным чувством юмора, достаточной самоиронией и не испытывая к своей внешности особого пиетета, художник всякий раз предстает в новом образе – часто комичном, а иногда и беспощадном к самому себе.
Многоликий Коринт
Мы видим его и облаченным в
рыцарские доспехи, и
со стаканом красного шампанского в одной руке и правой грудью своей жены – в другой.
Тридцатилетним франтом с щегольски подкрученными усами и дряхлеющим, обезображенным болезнью
стариком. А один из наиболее сдержанных автопортретов Коринта был выпущен в ФРГ
в виде почтовой марки по случаю 50-й годовщины смерти художника.
«Автопортрет со скелетом» – один из самых известных, можно сказать, каноничных образов художника. Коринт запечатлел себя в мюнхенской студии в компании с анатомическим экспонатом для студентов-медиков. То, как он будто бы нарочно не скрывает, а выпячивает свои недостатки: невыгодное положение лица, подчеркивающее двойной подбородок, глубокие залысины и потешно поджатый подбородок – не отталкивает, но, напротив, с первого взгляда заставляет проникнуться симпатией к нескладному на вид художнику.
В правом верхнем углу в обрамлении дурашливых вензелей виднеется подпись автора и его возраст на тот момент: 38 лет. В том, как обозначена дата создания полотна – буквой «a.» – сокращением от латинского слова anno («в году»), некоторые исследователи склонны усматривать отсылку к
автопортрету Дюрера 1500 года, подписанным на похожий манер.
Танцы со смертью
«Автопортрет со скелетом» написан Коринтом в качестве ответа, или даже насмешки над известной картиной глубоко почитаемого в то время во всей Германии швейцарского художника
Арнольда Беклина. Его
«Автопортрет со смертью, играющей на скрипке» в своей предельной серьезности – полная противоположность подчеркнуто обыденной сцены с холста Коринта.
Если Беклин сдувает пыль с популярного средневекового сюжета «Пляска смерти», чтобы в очередной раз напомнить, что костлявая стоит у каждого буквально над душой (но и нередко играет роль музы для деятелей искусства), то скелет Коринта – лишь учебная модель без какого-то ни было зловещего или потустороннего контекста. Он безвольно подвешен за железный крюк, словно разделанная бычья туша в мясной лавке.
«Да, человек смертен, – будто бы соглашается художник. –
Но все мы сгнием в земле, оставив после себя только обнаженные кости и череп». Для Коринта смерть на данном этапе жизни – всего-навсего ее естественный и неизбежный итог, лишенный всякого мистического, сверхъестественного или драматического символизма.
Эту констатацию оттеняет и усиливает атмосфера очередного будничного баварского денька. Сквозь раскрытое панорамное окно студии врывается свежий воздух. Снаружи зеленеют деревца, возвышаются купола старинных мюнхенских соборов и дымятся заводские трубы. Как будто подчеркнуто ординарен наряд Коринта – ничем не примечательная клетчатая рубашка и такой же скучный галстук.
В шутку и всерьез
По-настоящему глубокомысленный здесь один только взгляд художника. И в этом весь Коринт: за любой его насмешкой всегда скрывается нечто большее. Слишком уж много яростной энергии бурлило в его мятущейся душе, чтобы он мог оставаться простым комиком-пересмешником.
«Ловис Коринт – это художник-экспрессионист во всех смыслах этого термина. Это художник, нарушающий всякую меру, вводящий в живопись насилие и жестокость, секс, болезненность. Смерть всегда присутствует в его картинах, – комментирует работы Серж Лемуан, профессор истории современного искусства Сорбонны и многолетний директор музея Орсе накануне одной из выставок немецкого провокатора во Франции. –
Это художник, чрезмерный во всем. В частности, в том, как он постоянно изображает самого себя, как он инсценирует самые невероятные ситуации со своим собственным участием». И этот тяжелый взор Коринта с «Автопортрета со скелетом» – своего рода предвестие, если не угроза, что в 1896 году широкой публике еще только предстояло полноценное погружение во внутренний мир художника – парадоксальное слияние страсти, боли и любви к жизни.
Автор: Наталья Азаренко