Описание картины «Волчица»
Творчество Джексона Поллока можно условно разделить на три периода. В самом начале своей художественной карьеры он по большей части писал в стиле реализма, пусть и с изрядной долей экспрессиии (одна из самый известных его работ того периода –
«На запад», 1934). После четырехмесячного пребывания в нью-йоркской психиатрической лечебнице для алкоголиков в 1938 году художник обратился к абстракционизму и сюрреализму. И, наконец, третий период наступил после изобретения «капельной» техники в конце 40-х. Полотно
«Волчица» относится ко второму периоду, когда Поллок всерьез увлекся идеями психоанализа и юнгианскими архетипами и черпал вдохновение в индейской мифологии, создавая образ художника-мистика, шамана с кистью, выводящего на холсте таинственные символы и изображения животных-тотемов.
«Волчица» была впервые представлена публике на первой персональной выставке Поллока в 1943 году. В сюжете картины усмотрели отсылку к легенде об основателях Рима Ромуле и Реме, выкормленных волчицей. Однако сам художник отказывался комментировать и эту, и другие свои работы. Он говорил только, что эта картина
«существует, потому что я должен был ее нарисовать». И добавлял:
«Любая попытка с моей стороны сказать что-нибудь о ней, любая попытка объяснить необъяснимое может ее только уничтожить».
Волчица – мощный женский архетип и сильный мифологический образ, воспетый во множестве американских сказаний и легенд и увековеченный, в частности, в знаменитой книге «Бегущая с волками» Клариссы Пинколы Эстес. «Волчица» Поллока, написанная в сумрачной гамме грубыми мазками черной и белой краски, испытующе глядящая на зрителя сквозь покрывающий полотно узор цветных символов и иероглифических намеков, внушает почти первобытный трепет перед природной силой, многозначительной и необъяснимой.
Автор: Евгения Сидельникова