«Ирисы в Хорикири» - один из красивейших листов серии Хиросигэ
«Сто знаменитых видов Эдо». И хотя эту гравюру не копировал Винсент Ван Гог, как в случае с
«Цветущим сливовым садом в Камейдо» или
«Внезапным ливнем над мостом Охаси в Атакэ» (см.
копии Ван Гога), она все равно неизбежно вызывает ассоциации с его известными картинами, запечатлевшими эти прекрасные цветы (
1,
2,
3,
4,
5).
Лики Эдо
Эдо (старое название столицы Японии Токио) был частым гостем на гравюрах Хиросигэ. То ли по причине того, что этот город был местом рождения художника, или из-за его особой к нему сердечной привязанности, Эдо в том или ином виде присутствует на более чем тысяче ксилографий Хиросигэ.
«Сто знаменитых видов Эдо» - пик творчества мастера, демонстрирующий его зрелый стиль и филигранные навыки создания гравюр. Серия имеет ряд черт, делающей ее особенной. Во-первых, она отпечатана на листах вертикального формата, что в то время было нехарактерно для изображений пейзажей или бытовых сцен.
Также это был самый масштабный (по количеству листов) цикл ксилографий, созданных в технике нисики-э – «парчовые картины» в переводе с японского. Такие гравюры печатались на дорогой бумаге с нескольких досок, что позволяло делать их полихромными, а также украшались тиснением и в некоторых случаях – перламутровым, золотым и серебряным порошком.
Как определить, что перед вами гравюра Хиросигэ из этой серии? Все листы оформлены по следующему принципу. В верхнем правом углу на розовом или красном прямоугольнике указано название цикла, рядом, на разноцветном квадрате описывается изображение на гравюре. Фон этого картуша менялся в зависимости от цветовой гаммы гравюры, и его расцветка подбирался таким образом, чтобы наиболее выгодно оттенить ее. А в нижней части, на вертикальном красном (изредка желтом) прямоугольнике стоит подпись самого мастера. Впрочем, без знания японского языка можно попасть впросак: подобным образом вслед за Хиросигэ стали оформлять свои работы и его ученики.
Ирис – значит успех
Часто при изображении пейзажей Хиросигэ применял один и тот же прием, который позже присвоят импрессионисты: помещал на передний план крупные примечательные объекты, «в тени» которых разворачивается фоновое действие (
1,
2,
3,
4). Не стал исключением и лист «Ирисы в Хорикири»: между острыми листьями цветов виднеется закатный пейзаж и прогуливающиеся люди.
Ирисы пользуются огромной популярностью в Японии. Из-за их хрупкой красоты цветок называют «грунтовой орхидеей», посвящают ему целые фестивали и разбивают огромные парки. Ирисовый сад Хорикири – первый в стране. Он был создан императором Мэйдзи для своей жены близ императорской резиденции.
Во время, когда жил Хиросигэ, в саду произрастало более 5 тысяч цветов 130 разных сортов. Сегодня число их разновидностей достигло 2 сотен, и сюда по-прежнему в первый месяц лета стекаются туристы со всего мира на фестиваль ирисов, чтобы насладиться их цветением.
Художник посвящал этому цветку великое множество гравюр. И немудрено: помимо ярко выраженной декоративности, ирис почитается японцами как символ мужества благодаря листьям, напоминающим мечи. 5 мая в Японии отмечают праздник мальчиков, и в этот день ирисами украшают все дома, где живут будущие мужчины. А еще на японском языке название этого цветка звучит так же, как и слово «успех».
Автор: Наталья Азаренко