Укиё-э – (яп. 浮世絵, англ.
Ukiyo-e) - один из самых известных видов японской гравюры, популярный в XVII-XIX веках. В переводе с японского языка это название означает «
плывущий мир», переосмысленное в эпоху Эдо как «мир мимолётных явлений». Гравюры укиё-э – своеобразные исторические документы, картины, на которых художники запечатлели пейзажи и достопримечательности, жизнь, занятия и культуру людей. Для этого вида гравюр характерны четкий рисунок, смелая композиция, перспектива и отсутствие теней.
Первые гравюры в стиле укиё-э появились в конце XVII века и были черно-белыми – их рисовали тушью. Рисунки, изображающие куртизанок, гейш, актеров театра кабуки были популярны среди богатых купцов. С появлением техники монохромной печати гравюры укиё-э стали более доступными широкой публике. В XVIII веке художники стали раскрашивать черно-белые отпечатки вручную, а позже их стали печатать в полихромной технике нисики-э («парчовые картинки»). Изготовление цветных гравюр укиё-э стало простым и позволяло делать большие тиражи, которые раскупались горожанами. Рисунками украшали бумажные веера, раздвижные ширмы, зонтики. Произведения жанра, выполненные вручную, по-прежнему были дороги и доступны лишь знати и богатому сословию.
В сюжетах укиё-э преобладали типичные картины из жизни японцев: японские красавицы (бидзин-га), актеры театра кабуки (якуся-э), эротические картинки (сюнга), цветы и птицы (катё-га). Позже к ним добавились пейзажи (фукэй-га) и картины на военную тематику (муся-э), отражающие исторические вехи жизни японцев эпохи Эдо.
Гравюры укиё-э имели большое влияние на формирование западного восприятия искусства Японии, особенно на художников, работающих в стилях импрессионизм, модерн и кубизм. Всемирная выставка в Лондоне (1864) и Всемирная выставка в Париже (1867) представили широкой европейской публике не только японские цветные гравюры укиё-э, но и различные изделия ремесленников, в том числе фарфор, кимоно, ширмы, лаковые изделия. «Японизм» отчетливо проявился в произведениях
Сезанна,
Дега и
Моне, стал отправной точкой в творчестве
Винсента Ван Гога. Гравюры укиё-э оказали большое влияние на картины таких художников, как
Джеймс Уистлер,
Густав Климт,
Тулуз-Лотрек.
Знаковые картины укиё-э:
«
Объятия влюблённых», Хисикава Моронобу, 1680
«
Большая волна в Канагаве», Кацусика Хокусай, 1832
«
Три красавицы наших дней», Китагава Утамаро, 1793
«
Цветущий сливовый сад в Камейдо», Утагава Хиросигэ, 1857
«
Внезапный летний ливень над мостом Охами в Атакэ», Утагава Хиросигэ, 1857
Художники стиля укиё-э:
Хисикава Моронобу,
Кацусика Хокусай, Андо Хиросигэ,
Утагава Куниёси,
Китагава Утамаро,
Судзуки Харунобу,
Утагава Кунисада,
Цукиока Ёситоси.