Описание картины «Увенчание терновым венцом»
«Увенчание терновым венцом» Иеронима Босха представлено в Монастыре Сан-Лоренсо, входящем в комплекс Эскорила (Мадрид). В отличие от
другого «Увенчания…», хранящегося в Лондоне, авторство мадридской доски не оспаривается.
Фигуры Спасителя и его мучителей в мадридской картине изображены на золотой фоне и вписаны в окружность (тондо). По сравнению с лондонской версией здесь больше яростной динамики и психологического разнообразия в изображении гонителей Христа. Латник с безобразно ощеренным ртом рукой в железной перчатке срывает с Христа покровы. Воин за его спиной собирается еще глубже надвинуть венец на чело Спасителя. Он делает это при помощи палки – такой способ изображать увенчание терниями предпочитали немецкие мастера, а его неестественно удлинённая нога, согнутая в колене, опирается на постамент. Прореха на колене (такая же есть у
роттердамского «Странника» Босха) символизирует развратную жизнь. Третий персонаж, выглядывающий из-за спины второго, заинтригованно глядит на действия палачей.
«Этот живой и злорадный интерес контрастирует с холодным безразличием двух мужчин слева, – отмечает Вальтер Бозинг, автор книги «Иероним Босх. Между адом и раем», –
мучительство Христа приобретает космический масштаб благодаря тому, что вокруг самой картины в технике гризайли представлена вечная битва ангелов и демонов – нескончаемая борьба добра и зла».
Человек, изображённый в профиль, в головной уборе, увенчанном пучком торчащих волос, держит жезл с хрустальным шаром, в который помещен Моисей со скрижалями завета. По-видимому, это собирательный образ иудейских священников и книжников, добившихся казни Христа.
Некоторые исследователи предполагают, что благообразный господин в зеленом халате с разочарованно опущенными уголками рта (второй слева) может быть автопортретом художника.
Автор: Анна Вчерашняя