войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Эта работа добавлена, поскольку цитируется в материалах, указанных ниже
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Пейзаж, Архитектура
Стиль: Фовизм
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1904
Размер: 46.9×55.3 см
Местонахождение: Частная коллекция
Работа в коллекции: Анри Манген 1874 - 1949 leonid legeev
Работа в подборках: 8 подборок

Описание картины «Дом Синьяка «Цикады», Сен-Тропе»

«Дом Синьяка «Цикады», Сен-Тропе» – часто выставляемый пейзаж Анри Мангена из приватной коллекции, датированный периодом первого временного проживания живописца на юге Франции. Это редкий и важный пример раннего фовизма – одного из самых коротких, но наиболее ценимых художественных движений XX века. Ранее считалось, что картина была написана в 1905 году, но это опровергла Мари Каролин Сансолью, автор полного систематического каталога произведений художника. Согласно её исследованиям, работа входит в число десяти полотен, которые Манген написал в своё первое пребывание в Сен-Тропе осенью 1904-го.

Юг Франции в те годы стал горнилом фовизма. Живописцев-новаторов привлекал ослепительный эффект жаркого солнечного света, заливающего ландшафт с оливковыми рощами в окрестностях Сен-Тропе и близлежащего Коллиура. Это явление стало одним из самых распространённых и узнаваемых мотивов у приверженцев стиля. Подтверждение тому – практически идентичные композиции «Деревья в Коллиуре» Андре Дерена и «Пейзаж в Коллиуре (Этюд для «Счастья жизни»)» Анри Матисса, написанные в 1905 году.

На картине Мангена изображены деревья, растущие перед домом Поля Синьяка, где автор с женой останавливались в то время. На самом деле Синьяк был инициатором и первого визита Матисса в Сен-Тропе несколькими месяцами ранее. Ему пуантилист предложил в пользование свой старый дом «Ла Рамод». Очевидно, хозяин наслаждался своим положением наставника нового поколения художников и восхищался Матисом и Мангеном за их смелое обращение с цветом. «В возрасте сорока одного года он был значительной фигурой в современном искусстве [...]. По всем признакам, Синьяк был человеком великодушным, не испытывающим чувства превосходства и самоуверенности. Он с удовольствием играл роль учителя и лидера», – пишет в своей книге «Фовизм» (Лондон, 1991) искусствовед Сара Уитфилд.

Разумеется, гостеприимство Синьяка и его потворство художественным изысканиям молодых живописцев на юге Франции было не единственным, что связывало Матисса и Мангена. Они давно были близкими друзьями – с тех пор, как поступили в обучение к Гюставу Моро в Школу изящных искусств в 1895 году. И хотя яркое средиземноморское солнце сыграло значительную роль в окончательном становлении фовизма и его эпатажном триумфе в Салоне 1905 года, именно четверо выходцев из класса Моро (Матис, Манген, Альбер Марке и Шарль Камуан) сформировали ядро группы.

Хотя сейчас это трудно представить, но во время первого показа в Осеннем салоне 1905 года в Париже работы фовистов вызвали настоящий скандал. Очевидцы рассказывают, что из зала №7, где были выставлены полотна, постоянно доносился смех. Степень шока у публики передала в своих репортажах писательница Гертруда Стайн. Она отмечала, что зрители в знак презрения даже царапали холсты. «Горшок с краской был брошен в лицо публике», – возмущалась критик Камилла Моклер. Ну а Луи Воксель описал экспозицию легендарной теперь фразой «Donatello au milieu des fauves!» («Донателло среди диких зверей»), имея в виду скульптуру в стиле Возрождения в центре помещения, окружённую экстравагантными полотнами. Вскоре прозвище fauves (фов, дикие) стало широко распространённым обозначением авангардистов.

Фовисты перевели спонтанный «пленэрный» подход к живописи, впервые применённый импрессионистами, на гораздо более смелый уровень: их мазки стали более жёсткими, более энергичными, слои краски более густыми, а цвета – более чистыми и яркими. Но музейную публику в 1905 году шокировала, судя по всему, незавершённость их произведений. Зрители явно не понимали, что это был преднамеренный шаг со стороны художников, которые хотели, чтобы цвета зазвучали ещё выразительнее. Как пишет Сара Уитфилд, «неокрашенные фрагменты холста излучают столько же света, сколько и заполненные цветом; эти области излучают энергию цвета, оставаясь бесцветными».

Легендарный арт-дилер и большой поборник фовизма Амбруаз Воллар был безмерно впечатлён интерпретациями Мангена. В марте 1906 года он приобрел сразу более девяноста его картин – подавляющее большинство из того, что было написано на тот момент. Трудно себе представить более смелую демонстрацию веры в талант живописца. Пейзаж «Дом Синьяка «Цикады», Сен-Тропе» входил в их число. Он сохранился и по сей день как изящный образец выдающейся техники фовистов, как воплощение яркой палитры чистого цвета, ослепляющей даже более столетия спустя.

Автор: Влад Маслов
Комментарии