В конце 1860-х между официальным Салоном с консервативным жюри и живописцами-новаторами назрел серьезный конфликт. Он был такого масштаба, что пришлось вмешаться императору Наполеону III и предоставить «отверженным» художникам отдельное место для демонстрации картин, которые не были приняты в Салон.
Групповой портрет
«Ателье в Батиньоле» («Мастерская в Батиньоле») можно считать манифестом и заявлением о творческой дружбе. Как писал автор картины Анри Фантен-Латур
: «Не семейные узы, не родственные связи объединяют отныне людей, а осознание своей причастности к общему делу».
Художник запечатлел группу людей с серьезными лицами, они одеты в темные костюмы. Фантен-Латур хотел придать им респектабельности, потому что они подвергались критике и осуждению. Задача портрета была не в раскрытии образов героев,а в передаче близости друг к другу участников сообщества.
Слева на картине два предмета, которые демонстрируют символы «новой живописной школы»: статуя Минервы как дань уважения античным традициям и керамический японский кувшин в знак восхищения японским искусством (оно
оказало сильнейшее влияние на импрессионистов, главные из которых запечатлены на этом портрете).
Слева направо на картине «Ателье в Батиньоле» изображены:
-
Отто Шолдерер, немецкий художник, который приехал во Францию, чтобы познакомиться с последователями
Гюстава Курбе.
-
Эдуар Мане сидит за мольбертом. На картине изображена его мастерская. Молодых художников, которых через четыре года
обзовут импрессионистами, в ту пору называли "бандой Мане" или батиньольцами. Батиньоль - район Парижа, где снимали мастерские, встречались, спорили и выпивали будущие импрессионисты. Французская богема по сей день селится в этих местах.
-
Огюст Ренуар в шляпе - ему только 29 лет.
-
Захария Аструк, французский журналист и художник (сидит рядом с Мане). Возможно, именно его портрет пишет Мане во время этого, вошедшего в историю, сеанса.
- Эмиль Золя (стоит за синим креслом) - как публицист он защищал творчество импрессионистов в своих статьях, а как писатель изобразил некоторых из них в своем романе «Творчество»: например, Клода Лантье Золя списал с
Сезанна.
- Эдмон Мэтр (на картине справа от Золя) - музыкант, коллекционер и меценат, друг художников-бунтарей.
-
Фредерик Базиль, в незабываемых клетчатых брюках - художник, ему 28 лет, через несколько месяцев после написания этой картины он погибнет на Франко-прусской войне. В этой компании он самый высокий, самый видный - и в искусстве Базиль мог занять такое же место, как на этом полотне: так думали о нем современники, так говорят нынешние исследователи импрессионизма. И у Мане, и у Базиля были мастерские в районе Батиньоль. Базиль свою
запечатлел в том же 1870-м году.
-
Клод Моне - едва втиснулся в пространство картины и скромно выглядывает из-за плеча Базиля человек, чье имя вскоре станет синонимом импрессионизма.
Фантен-Латур предвидел, что в будущем творчество импрессионистов будет понято и принято:
«Когда на смену нынешним глупостям придет будущее и нападки на Мане прекратятся, в моей картине будут видеть только сцену в интерьере ателье, в котором художник пишет портрет друга в окружении прочих друзей».
Автор: Александра Бережная