«Оборона Кадиса против англичан» - редчайший случай, когда Сурбаран, писавший в основном религиозные сцены по заказам монастырей, обратился к историческому жанру. Этому способствовали обстоятельства. В 1630-х годах друг
Диего Веласкес, с которым они когда-то учились в Академии теоретика искусства Франсиско Пачеко и который сделал карьеру при дворе короля Филиппа IV, пригласил провинциала Сурбарана в Мадрид.
В пригороде столицы как раз заканчивали строить новую королевскую резиденцию – замок Буэн Ретиро (в буквальном переводе –
«благое уединение»), и нужны были талантливые мастера, которые бы выполнили картины, достойные украшать стены Буэн Ретиро и восславляющие мощь испанской короны.
Почти одновременно Веласкес и Сурбаран завершили два исторических полотна: первый –
«Сдачу Бреды», а второй – «Оборону Кадиса».
Событие, к которому обратился Сурбаран, произошло менее десятка лет назад, в 1625-м, и было памятно его соотечественникам. В тот год британский флотоводец лорд Уимблтон, долго и упорно осаждавший испанский Кадис, вынужден был отступить и оставить город.
Сурбарану понадобилось быть особенно правдивым и точным, ведь на сей раз он изображал не давно почивших святых, а своих знаменитых современников. К тому же – современников, особо ценимых испанцами. История сохранила их имена. Старый полководец дон Фернандо Хирон, руководивший сражением, не стоит, как того требовала традиция подобного жанра, а сидит в кресле – это оттого, что, по воспоминаниям, в исторический день он сильно страдал от подагры. Лицом к нему, со шляпой и жезлом в руке стоит герцог Медина Сидония. Это тоже историческое лицо, и Сурбаран добивается портретного сходства. Далее вправо располагается нечто вроде военного совета – группа испанских офицеров, обсуждающих ход сражения.
«Оборона Кадиса» может многое рассказать об эволюции Сурбарана и о влиянии на него Веласкеса. Здесь творчество Сурбарана окончательно освободилось от резких светотеневых эффектов
Караваджо, так любимых им в юности. Вместо условного тёмного фона, который Сурбаран предпочитал ранее, появляется световая среда и воздушная перспектива. Фон картины составляют извилистые песчаные берега Кадиса и море, заполоненное кораблями с высокими деревянными мачтами. Темная угрюмая башня с зубцами за спиной Фернандо Хирона оттеняет светлую лазурь моря и сообщает пространству глубину. Пейзаж, расстилающийся вдаль до горизонта, придаёт картине особую монументальность и торжественность.
Как и всегда, Сурбаран виртуозен в изображении фактуры предметов материального мира. Ткань чулок и панталон, металлические кирасы с чеканным орнаментом, тонкие кружева воротников и цветные шелковые перевязи – исполнены выше всяких похвал.
Хотя «Оборона Кадиса» стала явной творческой удачей Сурбарана, он вскоре покинул королевский двор и вернулся к себе в Севилью. По-видимому, художник почувствовал, что исторический жанр не соответствует его призванию, и более к нему не обращался. Тем не менее, «Оборона Кадиса» Сурбарана и работы Веласкеса стали первыми историческими картинами в европейском искусстве: до этого под «историческим» понималось мифологическое, а начиная с Веласкеса и отчасти Сурбарана (благодаря «Обороне Кадиса») «историческое» значит современное.
Автор: Анна Вчерашняя