войти
опубликовать
$53
Цифровая версия: 318.5 kB
2048 × 785 px • JPEG
50 × 19.4 см • 103 dpi
34.7 × 13.3 см • 150 dpi
17.3 × 6.6 см • 300 dpi
Цифровая версия - это файл высокого разрешения, загруженный автором произведения или его уполномоченным представителем. Стоимость включает также право на однократное воспроизведение изображения в цифровой или печатной форме.
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет, Ню
Стиль: Символизм
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1889
Размер: 116×299 см
Контент 18+
Регион: Берн
Работа в подборках: 15 подборок
Доставка и оплата цифровой версии
Ссылка для скачивания цифровой версии работы будет доступна сразу после оплаты
Оплата на сайте. К оплате принимаются карты Visa, MasterCard, American Express.

Описание картины «Ночь»

Художник Пауль Клее был на 26 лет младше своего соотечественника Фердинанда Ходлера. И конечно не мог им не восхищаться в юности, когда на стенах музеев в Цюрихе и Женеве появлялись невероятные фрески с танцующими женскими и героическими мужскими фигурами. Позже, будучи опытным живописцем, который ищет эмоциональные оттенки в чистом цвете, он вернется в Швейцарию и увидит те же работы снова:

«Отдаю ему должное – он прекрасно передает жестикуляцию людей. Но меня тревожат эти его фигуры, которые выглядят так, будто не могут найти себе места. Ходлера интересуют существа с душевным гипернакалом, точнее, только их образ, а вот гипернакалом живописи он пренебрегает. И эти «вещи в себе» становятся скучными, особенно когда их много в одном месте, и они начинают действовать на нервы. В этом и есть мое неприятие его. Но нелепым мне кажется и неприятие Ходлера множеством людей, которые стремятся связать его имя с современными направлениями».

В организации живописного пространства Ходлер действительно ближе к Микеланджело, чем к своим современникам. Тому же Клее, например. Потому что там, где Клее ищет выразительность цвета, Ходлер ищет выразительность формы. Человеческого тела самого по себе и человеческих тел, сосуществующих в одном пространстве. Как будто они должны занять нужные места на какой-то ритуальной площадке, встать в нужные позы – и тогда волшебство случится, неподъемные каменные затворы сами разверзнутся, свет прольется, в мире воцарится первоначальный порядок и гармония, утерянные и подзабытые, честно говоря, за последние века. К концу жизни Ходлер признавался, что всегда писал «религиозные» картины – и некоторую выразительную театральность или же действительно многозначительную сакральность поз героев заимствует скорее у ренессансных пророков и героев.

Но устроители Женевской выставки изобразительного искусства в 1891 году не были готовы к подобным картинам. «Ночь» была отвергнута как вызывающе неприличная. Холсты такого размера (метр на три) художники чаще выбирали для исторических или религиозных полотен. Даже Сёра, за несколько лет до этого дерзнувший на холсте подобного размера изобразить воскресные прогулки, хотя бы одеждой прикрыл героев. А обнаженные тела, по два, по три, по одиночке уснувшие где придется, словно после утомительной оргии, религиозных чувств в академиках не вызывали. Зато в Париже в 1890 году начали устраивать выставки Национального общества изящных искусств, эдакую альтернативу официальному Салону. Здесь у руля стоял символист Пюви де Шаванн, вице-президентом в то время был Огюст Роден. «Ночь» Фердинанд Ходлера оба приняли с восторгом.

«Ночь» - картина об ужасе смерти, который преследовал Ходлера с самого детства. Он рано потерял родителей и братьев – и был знаком с тем жутким черным существом, нависающим над главным героем, достаточно близко. Он отгораживается от кошмара при помощи мощнейшего щита, о котором тоже знает не понаслышке, - любви. Для женских фигур художнику позировали его первая жена Берта Стаки и любовница, мать его сына Хектора, Августина Дюпен. Все мужские персонажи – автопортреты.

Автор: Анна Сидельникова
Комментарии