Считается, что средневековые изображения Христа, распятого на дереве, а не на кресте, имеют отношение именно к этому, более древнему, чем христианский, символизму, как например это изображено на фреске Таддео Гадди «Древо жизни» (около 1360 г.) Флоренция, церковь Санта Кроче, капелла Барончелли.
Постоянство ботанической памяти
Изобразительный язык христианства вобрал и трансформировал языческую символику. Поскольку основная масса верующих была в лучшем случае малограмотной, то, для того, чтобы донести смысл Святого писания, нужны были четкие толкования каждой детали, изображенной на иконе. В результате сложился своеобразный ботанический атлас. Например, акация символизирует чистоту Непорочной; миндаль — божественное приближение; кедр — Христа; каштан — целомудрие; вязь — благородство и преданность; ель — терпение; лимон — верность в любви; оливковое дерево — мир; цветок апельсина — чистоту, целомудрие и щедрость; тростник — смирение и символ страстей Христовых; верба — Святое писание.Пальмовая ветвь часто сопровождает изображения аллегорий Победы и Славы чествующих победителей, и, конечно, означает победу. В христианстве же, пальма считается символом спасения и райской жизни, и, как правило, присутствует в сцене Входа в Иерусалим. Так, на картине «Крещение Христа», написанной юным Леонардо да Винчи совместно со своим учителем Андреа дель Веррокио, на заднем плане изображена пальма, как символ спасения.
Архангел Гавриил просто благословляет Деву Марию, — в руках у него ничего нет. Зато на полу — ваза с цветком лилии, а вдали — оливковые деревья: символ мира, символ Спасителя. В произведениях многих мастеров сиенской школы можно видеть редкое изображение Архангела Гавриила с оливковой ветвью в руке.
В иконографической живописи иногда изображали въезд Иисуса Христа в Иерусалим с оливковой, а не с пальмовой ветвью в руках. Также молитва в Гефсиманском саду и Вознесение Иисуса происходят на Масличной горе, поэтому масличные сады любили изображать многие художники и в дальнейшем, как, например, Винсент Ван Гог.
А вот Сальвадор Дали, как истинный сюрреалист, трактовал значение оливы по-своему: в картине «Постоянство памяти» сухое дерево — символ древней мудрости, которая, к сожалению, уже стала античностью.
А в христианском иконографии это благородное дерево означает ересь: как известно, Христос наложил проклятие на смоковницу, на которой не нашел плодов, после чего она засохла. Уже в классическом искусстве листьями смоковницы в соответствии с легендой прикрывались Адам и Ева.
Значение символики листьев и ветвей лавра пережило тысячелетия и сохранилось неизменным и однозначным по сей день: честь и слава.
Мирт — священное дерево богини Венеры, — обрело популярность в эпоху Возрождения с расцветом светской живописи. Атрибут богини любви можно увидеть на картине Тициана Веччелио (1488−1576) «Любовь земная и Любовь небесная» (1515). Например, заказывая Пьетро Перуджино (1452−1523) картину, Изабелла дЭсте (1474−1539), супруга маркграфа Мантуи, покровительница искусств подробно описала в письме, что должно было изображено на картина «Битва Любви и Целомудрия» (Лувр, 1503−1505): «Позади Венеры пусть будет мирт, как дерево более всего ей любезное».
Можжевельник — символ добродетели и чистоты. Леонардо да Винчи в «Портрете Джиневры де Бенчи» (1478−1480 гг.) как истинный художник Возрождения с ювелирной изобретательностью использовал символическое значение растения. Лицо молодой женщины написано на фоне можжевелового куста. По-итальянски можжевельник звучит как ginerpo, что намекает на имя героини — Джиневра.
Дуб почитали все народы во все времена за его силу и прочность. От друидов, которые прославили дубы в священных дубравах, до древних греков и римлян. Христианство придало дубу особое значение — он стал символом Христа. Также дуб может символизировать стойкость веры во время испытаний.
Возможно, именно это имел в виду Рафаэль, изображая мощного зеленого красавца, на полотне «Святое семейством под дубом»
(1518 г.).
Всемирно известный Мамврикийский дуб, хранящий память о библейском событии (явление Господа Аврааму) традиционно изображается практически на всех иконах или фресках с изображением Святой Троицы.
Смерть и возрождение
Особое место в символике европейских художников занимает изображение сухого дерева.Так, в картине Андреа Мантенья (1431−1506) «Моление о чаше» сухое дерево со стервятником однозначно указывает на трагический исход, а зазеленевшая ветка указывает на скорое воскрешение.
Засохшие, со сломанными ветвями, — в творчестве художника они воплощали конечность человеческой жизни и в соответствии с христианской традицией часто соседствуют с молодой зеленью. Крест на полотнах немецкого романтика всегда окружен вечнозелеными растениями («Крест в горах», «Зимний пейзаж»).
Душа живая
В XIX веке художники начали вносить драматизм и эмоциональный подтекст в пейзаж, выражать свои сокровенные чувства. У того же Фридриха Каспара переплетенные ветви деревьев обозначают сближение человеческих душ. К примеру, в «Белых скалах на Рюгене» (1818−1819) склонившиеся друг к другу деревья символизируют счастливый союз художника с его женой.Фантастично выглядит дерево на полотне Максима Воробьева (1787−1855) «Дуб, разбитый молнией». Сила рока ударила по темному фону картины и разбила на части мощный дуб. Так художник выразил боль от утраты жены.
Наивная Фрида
По-своему трактует образ своей связи с окружающим миром мексиканская художница Фрида Кало (1907−1954). Ее стиль иногда характеризуют как наивное искусство. Она изображала себя обвитую корнями, как часть природы, которая должна была ее поглотить. Продолжательница народной традиции она по-новому видит буквальную связь растений и человека. Например, портрет ученого-ботаника Лютера Бербанка (1931) и работа «Корни» (1943 г.) прочитываются просто-таки прямолинейно.Сад Поднебесной
Немного иной эстетический культ дерева существует в китайской живописи. В искусстве Поднебесной самое популярное растение — ива, как символ скромной красоты и утончённости, знак весны в природе, атрибут богини материнства Гуаньинь.Сосна — также любимый объект китайских художников, поскольку олицетворяет и конфуцианскую сдержанность и стойкость, и даосский идеал «пользы бесполезного» (древесина изогнута, сучковата и непригодна для поделок).