Регистрация

Похороны в Орнане

Предложить название
1850, 668×315 см • Масло, Холст
Доп. изображения —
Аннотация
В 1849 году скончался Жан-Антуан Удо – дед Гюстава Курбе по материнской линии. Курбе был очень привязан к этому человеку, так что, получив печальное известие, тотчас отбыл на малую родину – в деревню Орнан.
По возвращении в столицу он представил на парижском Салоне картину «Похороны в Орнане». Эта, казалось бы, вполне безобидная премьера едва не обернулась похоронами репутации самого Курбе.

Трудно поверить, но современники Курбе сочли это традиционное в смысле техники и выглядящее (по нынешним меркам) старомодным полотно, во-первых, революционным и новаторским. А во-вторых - оскорбительным и недопустимым.

Курбе подвергся яростной критике, а его картина стала объектом многочисленных карикатурных пародий. Один из рецензентов писал: «Огромное черное полотно, занимающее много места, сразу же привлекает к себе внимание... В самом деле, это удивительно безобразно. Представьте себе полотно размером в восемь или десять метров, которое кажется вырезанным из другого полотна в пятьдесят метров, потому что все персонажи, выстроившиеся как по линейке на переднем плане картины, находятся в одной плоскости и как бы представляют эпизод огромной декорации. Нет перспективы, расположения, композиции, все правила искусства опрокинуты и облиты презрением».

Однако, главная претензия, которую предъявляли Курбе, заключалась в том, что сюжет, требующий героического пафоса или библейских пропорций, он буднично перенес в обыкновенную французскую провинцию.

Любопытно, что выставленные Курбе на парижском Салоне картины «Послеобеденный отдых в Орнане» и «Дробильщики камней», также живописавшие будни простолюдинов, были встречены благосклонно.

Парижские аристократы были готовы умиляться кантри-сюжетам, в которых чернь выпивает или машет киркой. Однако вопросы жизни и смерти в деревенском контексте – тут уже попахивало социализмом.

Всю свою жизнь Гюстав Курбе оставался верен своим собственным творческим принципам. Впрочем, нельзя исключать, что его преданность реализму была обусловлена тем, что у Курбе попросту было неважно с воображением. Недаром, познакомившись с Коро, Курбе однажды признался: «Я не такой мастер, как вы, господин, Коро. Я принужден писать только то, что вижу».

Автор: Андрей Зимоглядов
Читать всю аннотациюСвернуть
Местонахождение
О работе
Сюжет и объекты: Жанровая сцена
Стиль и техника: Реализм, Масло
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP