В своем современном понимании ташизм (тахизм) возник в 1950-х годах во Франции. Стиль получил название от французского слова tache — пятно. Ташизм стал частью более массового французского послевоенного направления в живописи, известном как информализм (фр. art informel). Мастера стиля отказались от геометрической абстракции в пользу интуитивной, инстинктивной формы самовыражения через произвольные абстрактные мазки в виде пятен или линий.
Внутри ташизма можно различить два основных направления. Первое — абстрактный импрессионизм
, образная техника рисования, при которой краски наносятся кистью, цветными штрихами или небольшими мазками. Второе — лирическая абстракция, нефигуративная техника рисования, для которой характерны красочные брызги и капли.
Ханс Хартунг. «Rayonnement». 1962. Источник.
Впервые термин «ташизм» был использован около 1880 года для определения одного из вариантов пуантилизма.
Значительно позже, в 1951 году слово «ташизм» употребил в своей статье критик Пьер Геген, приведя его в уничижительном смысле. Однако уже через год еще один французский хуожественный критик, Мишель Тапье, использовал термин «ташизм» в своей книге «Un art autre» для обозначения аспекта неформального искусства, который соответствует жестовым техникам, эквивалентным методам Джексона Поллока.
Значительно позже, в 1951 году слово «ташизм» употребил в своей статье критик Пьер Геген, приведя его в уничижительном смысле. Однако уже через год еще один французский хуожественный критик, Мишель Тапье, использовал термин «ташизм» в своей книге «Un art autre» для обозначения аспекта неформального искусства, который соответствует жестовым техникам, эквивалентным методам Джексона Поллока.
Письмо моему сыну
1957, 130×195.5 см
Ташизм стал реакцией на принципы кубизма и геометрической абстракции. Картины, выполненные в этом стиле, характеризуются цветными пятнами, возникающими из брызг, созданных при помощью кисти, или спонтанных струй краски на холсте, размещенном художником вертикально или горизонтально. Мастера также применяют капельные методы с использованием перфорированных емкостей (как Джексон Поллок) или льют краску непосредственно из тюбика (как Жорж Матье). Некоторые используют элементы каллиграфии, некоторые дополняют абстракцию пальцевыми мазками. В любом случае, ташизм противостоит европейской абстрактной живописи 1940-х и 50-х годов, которая, отвергая образное содержание, обычно остается верной классическим ценностям композиции.
Жорж Матьё. Картина 1952 года. © 2018 Artists Rights Society (ARS), New York / ADAGP, Paris
Родоначальником ташизма, как считают, стал французский художник и фотограф Вольс. Его первая выставка нефигуративной живописи прошла в 1947 году, в парижской галерее Рене Друэна и имела большой успех. Вольс много экспериментировал, работал крупными цветными мазками, с каплями и царапинами, позже стал использовать рельефы; некоторые работы он выставлял в подсвеченных коробах. Художника вдохновляли такие мастера, как Пауль Клее и Отто Дикс. Отметим, что у Вольса не было художественного образования, а влияние на его философские взгляды, которые он пытался выразить через живопись, оказали его друзья Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар. По воле судьбы Вольс умер в 1951 году — как раз тогда, когда движение ташистов только набирало силу.
Вольс. «It's All Over The City». 1947
Художники, работающие в стиле ташизм, руководствуются интуицией и спонтанностью, в их произведениях полностью отсутствует материальная визуальная составляющая.
Они выплескивают на полотна впечатления, эмоцию, свою бессознательную активность, преломляя их через цветовые пятна, наносимые под влиянием сиюминутного порыва.
Написание такой картины — своеобразная психическая импровизация.
Они выплескивают на полотна впечатления, эмоцию, свою бессознательную активность, преломляя их через цветовые пятна, наносимые под влиянием сиюминутного порыва.
Написание такой картины — своеобразная психическая импровизация.
Без названия (Черный и синий)
1973, 75.1×54.6 см