Фонд Барнса — школа искусств и художественный музей в пригороде Филадельфии (Пенсильвания), — открыл выставку «Пикассо: Великая война, эксперименты и перемены». Около 50 работ художника из крупных американских и европейских музеев и частных коллекций исследуют парадоксы творчества Пабло Пикассо в 1912 по 1924 годы — то есть до, во время и после Первой мировой войны.
фото с официальной страницы Фонда Барнса в твиттере
Среди представленных работ — картины, рисунки, акварели и сценические костюмы, а также несколько произведений друзей и современников Пикассо — Анри Матисса, Амедео Модильяни, Жоржа Брака, Жана Метценже, Диего Риверы и других.
Натюрморт с компотом и стаканом
1914, 63.5×78.7 см
В отличие от других последователей парижского авангарда, Пикассо в своём творчестве никогда не обращался непосредственно к теме Первой мировой войны. Вместо этого он начал экспериментировать с натуралистическими образами, вернувшись к классическому фигуративному рисунку.
Такой резкий переход от радикального кубизма, который художник «проповедовал» с 1907 года, вызвал возмущение у его коллег-авангардистов. Тем не менее, Пикассо не отрёкся от кубизма. Он курсировал между двумя разными стилями более десятилетия, ломая их формы и воссоединяя снова.
Такой резкий переход от радикального кубизма, который художник «проповедовал» с 1907 года, вызвал возмущение у его коллег-авангардистов. Тем не менее, Пикассо не отрёкся от кубизма. Он курсировал между двумя разными стилями более десятилетия, ломая их формы и воссоединяя снова.
Портрет Ольги Хохловой
1917, 130×88.8 см
Что же происходит в жизни самого Пикассо в этот период?
— С Жоржем Браком, — соратником, с которым они работали над теоретическим обоснованием кубизма, Пикассо разлучила война: тот участвовал в Первой мировой (Брак был тяжело ранен в 1915 г. и смог вернуться к живописи только в 1917 г.). Многих французов — друзей Пикассо, призвали на войну. Его — испанца, — нет.
— В 1917 году художник посетил Рим, где Сергей Дягилев со своей труппой готовили постановку балета «Парад» (Parade). Пикассо работал над декорациями и костюмами к балету, и встретил Ольгу Хохлову, одну из танцовщиц русской труппы. Она — «настоящая девушка», — написал о ней Пикассо в письме к своей подруге, американской писательнице Гертруде Стайн. Пикассо и Хохлова поженились в 1918 году, и поначалу их брак считали счастливым (в 1921 г. родился сын Поль). Разлад произошел потом…
«Ольга Пикассо, сидящая» ('Olga Picasso, Seated' 1918, из коллекции Фонда внука Пикассо — Fundación Almine y Bernard Ruiz-Picasso para el Arte).
Выставка в Фонде Барнса скрупулёзно рассматривает странную двойственность, характерную для творчества Пикассо в тот 12-летний период, исследует влияние на него перемен в личной жизни, опасения по поводу кубизма и политические смыслы, приписываемые этому направлению во время войны.
«Голова женщины». Иллюстрация к выставке с официальной страницы Фонда Барнса в твиттере (работа создана в 1907 году, находится в коллекции Фонда)
«Этюды» (Studies, 1920, из музея Пикассо в Париже) отлично иллюстрируют «смешанный» период в творчестве художника: кубизм
и классический стиль — на одной плоскости!
фото из обзора предпоказа выставки
фото из обзора предпоказа выставки
Отправная точка экспозиции — «Натюрморт с компотом и стаканом» (1914 — 1915), написанный в начале Первой мировой войны. Картина специально для выставки прибыла из музея Columbus Museum of Art. В творчестве Пиккассо она знаменует окончание одного стиля и начало другого, «натуралистического».
Спектр её цветов контрастирует с подчёркнуто монохромной «Обнажённой (Я люблю Еву)» (1912) и «классическим» портретом его жены Ольги Хохловой (1917). Одним из центральных полотен является «Сидящая женщина» (1920), соединяющая неоклассический фигуративный рисунок с приёмами, больше присущими кубизму: обратите внимание на гигантские руки.
Спектр её цветов контрастирует с подчёркнуто монохромной «Обнажённой (Я люблю Еву)» (1912) и «классическим» портретом его жены Ольги Хохловой (1917). Одним из центральных полотен является «Сидящая женщина» (1920), соединяющая неоклассический фигуративный рисунок с приёмами, больше присущими кубизму: обратите внимание на гигантские руки.
Иллюстрации с официальной страницы Фонда Барнса в твиттере
Дополняют подборку костюмы, которые Пикассо разработал для авангардного балета «Парад», премьера которого состоялась в 1917 году в Париже. Это был первый случай, когда художник экспериментировал с воплощением своих произведений на сцене, и он, возможно, послужил стимулом для дальнейших кубистических прогрессий после войны.
Фото: media.phillyvoice.com
Кстати, среди приуроченных к выставке мероприятий — не только кураторские экскурсии, но и… балет! Представление состоится 4 марта, организаторы призывают бронировать билеты заранее: спрос на шоу весьма велик.
фото из обзора предпоказа выставки
Среди представленных экспонатов — большей частью реплики, хоть и эффектные. Ожнако «оригинал» из Музея Виктории и Альберта (Лондон) также имеется: это костюм китайского фокусника.
«Театральная» тема подчёркивается картинами «Арлекин со скрипкой» (1918) и «Арлекин-музыкант» (1924).
Текущий вернисаж отлично дополняет постоянную экспозицию Фонда, который располагает 22 картинами, 23 работами на бумаге и гобеленом.
Выставка «Пикассо: Великая война, эксперименты и перемены» в Фонде Барнса, организованная совместно с Музеем искусств Колумбуса (Огайо), продлится до 9 мая.
По материалам phillyvoice.com. Главная иллюстрация — картина «Пьеро», 1918 г.