Произведение было центром крупной частной коллекции, принадлежащей покойному искусствоведу Джону Кристиану. Недавно собрание было передано Британскому музею в счёт уплаты налога на наследство (в стране действует закон, разрешающий людям предлагать нации произведения искусства и коллекции в обмен на льготы в налогообложении, — прим. перев.).
Данте Габриэль Россетти, «Смерть Брюса Безжалостного» (1857/65). Частная коллекция
Поразительная акварель изображает двух рыцарей из легенд о короле Артуре — Динадана и Брюса Безжалостного — дерущиеся на ножах. Позади них виден повешенный и испуганная связанная женщина.
«Эта работа сильно отличается от всего, к чему мы привыкли у Россетти, — сказала Сюзанна Уолкер, куратор выставки в Британском музее. — Мы ждём влюблённых и красивых женщин, очень романтической эстетики. Это очень необычная картина».
«Смерть Брюса Безжалостного» входила в число семи акварелей в средневековом стиле, которые в конце 1850-х годов купил друг Россетти — художник Уильям Моррис. Позже он их продал, и пять в конце концов оказались в коллекции Тейт. Эти произведения — романтические представления рыцарского мира, такие как «Синий кабинет» и «Мелодия семи башен» — раскрывают нам Россетти с неожиданной стороны.
Это очень любопытная картина, главным образом из-за своей сложности. У неё мало описаний, и в своей книге от 1899 года писатель Генри Керри Марилье называет её «одной из самых грубых и наименее успешных из всех акварелей Россетти». Мрачная сцена, продолжает он, производит «отталкивающий и неприятный эффект», а композиция «гротескна и напрягает».
Она также упоминается в биографии Россетти, написанной его братом Уильямом и опубликованной в 1889 году. Он пишет, что художник считал «Смерть Брюса» «тяжёлой работой» и сокрушался, что на неё следовало потратить меньше усилий.
Работа входит в число 900 предметов в коллекции Джона Кристиана — ведущего авторитета в области викторианского искусства, который защищал прерафаэлитов в 1960-х и 1970-х, когда они вышли из моды и перестали цениться. В 1976 году эксперт был куратором крупной выставки произведений Эдварда Бёрн-Джонса в Hayward Gallery, а в 1989-м — показом под названием «Последние романтики» в Барбикане.
«[Коллекция Кристиана] - это крупное приобретение, дающее огромное представление о викторианском искусстве. Это настоящая сокровищница для всех, кто хочет больше узнать о печати и рисовании и отточить искусство рисования», — подытожила Уокер.