войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Комментарии
0
О работе
Данная работа добавлена пользователем Артхива, если она нарушает чьи-либо авторские права, пожалуйста сообщите нам.
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Пейзаж
Стиль: Поп-арт
Техника: Акрил
Материалы: Холст
Дата создания: 1966
Размер: 183×183 см
Местонахождение: Частная коллекция
Работа в подборках: 3 подборки

Описание картины «Всплеск»

«Всплеск» Дэвида Хокни, несомненно, – одно из культовых изображений поп-арта XX века. Более того, залитый солнцем бассейн, потревоженный каскадом воды, – это определённый образ не только в карьере художника или поп-арте в целом, но и внутри большого канона истории искусства.

Действительно, в XX веке не так много произведений, которые достигли бы подобного статуса. Этот мотив вошёл в пантеон икон современного искусства наряду с «Криком» Эдварда Мунка, «Подсолнухами» Винсента Ван Гога, «Кувшинками» Клода Моне, портретами Мэрилин Монро работы Энди Уорхола и героинями комиксов Роя Лихтенштейна.

«Всплеск», написанный в Лос-Анджелесе в конце 1966 года, стал вторым в серии из трёх вариаций на эту тему. Он находится между гораздо меньшим «Маленьким всплеском» (частная коллекция) и «Большим всплеском» (галерея Тейт). Последний был создан в начале следующего года в Беркли, где Хокни преподавал. Композиции почти идентичны, с широкими полями нетронутого холста, обрамляющими чёткие линии и неподвижные цветовые фрагменты центрального изображения. Сам всплеск воспроизведён на всех картинах с одинаковым мастерством и сноровкой, непосредственность мгновения увековечена аккуратно нанесёнными мазками.

«Меня вдохновила идея написать нечто, длящееся две секунды. Потребовалось две недели, чтобы изобразить событие, которое продолжается две секунды. Все знают, что всплеск нельзя заморозить во времени, поэтому, когда вы видите его на картине, он поражает ещё больше, чем на фотографии», – сказал Дэвид Хокни.

«Всплеск» и его «собратья», несомненно, представляют собой вершину «калифорнийской фантазии» Хокни, которая началась после первой поездки художника в Лос-Анджелес в 1964 году. Абстрактный экспрессионизм 1950-х годов постепенно задыхался под собственной серьезностью, и «Всплески» стали светом для нового поколения. Хокни продемонстрировал исключительную способность впитывать и разрешать разрозненные проблемы абстрактного экспрессионизма, минимализма и поп-арта в собственном уникальном стиле.

Летом 1964 года, проведя некоторое время в Нью-Йорке, Хокни впервые отправился на западное побережье Америки. Его поразил свет и пейзажи Калифорнии, а также повсеместно распространённые плавательные бассейны. «Когда я пролетал над Сан-Бернардино, посмотрел вниз и увидел бассейны, дома и солнце, – вспоминал художник. – Я был взволнован больше, чем когда-либо… Это место оказало на меня физическое влияние». Хокни попал под очарование Калифорнии почти сразу. По возвращении в Лондон в том же году он первой написал «Картину с голливудским бассейном», и таким образом положил начало наиболее важной теме своего творчества – Южной Калифорнии.

В 1966 году Хокни решил осесть в Калифорнии и за год написал ряд своих самых знаковых произведений, включая и эту композицию. В течение двенадцати месяцев молодой художник отошёл от наивной линии и абстрактных форм, а вместо этого начал применять подход, основанный на визуальных эффектах света и тени на фигуре и форме. Такие работы, как «Питер выбирается из бассейна Ника»«Портрет Ника Уайлдера» и «Загорающий» – все они написаны в 1966 году – сформировали зрелый и совершенный стиль Хокни, демонстрирующий большую реалистичность, визуальную верность и концептуальную изобретательность, подчёркнутый идеализированным и синтетическим использованием цвета и линии.

Хокни всегда стремился исследовать тонкость и неоднозначность восприятия, и бассейны Лос-Анджелеса поставили перед ним новую задачу – изобразить в движении вещество, по существу прозрачное для глаза. Во «Всплесках» он решил полностью исключить присутствие человека, заменив его драматическим выбросом воды после погружения. Этот сильный толчок отмечает исчезнувшего за доли секунды ныряльщика, который вот-вот появится из глубины бассейна. Именно эта драматическая игра между спокойствием и интенсивностью, между поверхностью и глубиной, между спонтанностью и спокойствием, придаёт этой картине особый визуальный эффект.

В 2006 году картина «Всплеск» была продана на Sotheby's за 2,6 миллиона фунтов стерлингов. Спустя 14 лет она была вновь выставлена на торги в том же аукционном доме, но уже с предварительной оценкой в 20-30 миллионов. Её окончательная стоимость составила 23 миллиона 117 тысяч фунтов стерлингов, что в феврале 2020 года равнялось 29 миллионам 839 тысячам долларов США.

Автор: Влад Маслов (по материалам Sotheby's)
Комментарии