«Питер выбирается из бассейна Ника» – это одна из трёх культовых картин Дэвида Хокни наряду с
«Большим всплеском» и
«Портретом художника (Бассейн с двумя фигурами)». Все они объединены темой бассейна, которая стала ведущей в творчестве художника после переезда из Лондона в Калифорнию в 1964 году. Для двух из них общей является ещё и фигура Питера Шлезингера, музы и возлюбленного Хокни. Они познакомились в Калифорнийском университете в Беркли, где 29-летний Хокни преподавал, а 18-летний Шлезингер учился.
На полотне изображён общий бассейн многоквартирного жилого дома в Лос-Анджелесе, где жил один из друзей Хокни – арт-дилер и владелец галереи Ник Уайлдер. Художник квартировал там с лета 1966-го до начала 1967 года, одновременно снимая ветхую студию в центре города.
После окончания Королевского колледжа искусств в Лондоне в 1962 году Хокни уже зарекомендовал себя как enfant terrible современного искусства. И не в последнюю очередь – своей открытой гомосексуальностью в стране, где однополые отношения были уголовно наказуемы (соответствующая статья была частично декриминализирована только в 1967 году). Он мечтал о мире тепла и удовольствия, о Калифорнии, которую видел в журналах, фильмах и гей-романах Джона Речи – с пальмами, купальщиками, полосатыми навесами и простыми формами; о мире, отчасти напоминающем Ниццу
Матисса. И был рад обнаружить, что на деле всё так, как он себе представлял. Именно тогда Хокни сделал главным объектом своих картин бассейны со сверкающей голубой водой. В Лондоне они были предметом роскоши, а в Лос-Анджелесе – совершенно обычным делом.
«Хокни писал, рисовал, фотографировал или делал гравюры с изображениями плавательных бассейнов с середины 1960-х годов до наших дней. Рост его популярности у публики совпал с первым появлением таких изображений в его работах. Как британец-экспатриант, живущий главным образом в Лос-Анджелесе, он легко начал ассоциироваться с типичными клише этого солнечного климата, главное среди которых – бассейн», – писал американский арт-критик Кристофер Найт.
Хотя, на первый взгляд, картины Хокни с бассейнами описывают сцены отдыха и роскоши, сам художник настаивал, что у него были другие намерения. Его интересовали, прежде всего, игра света и передача в красках бесконечных узоров на движущейся поверхности воды.
«Я никогда не думал, что картины с бассейнами были просто о гедонистском удовольствии, – рассказывал он. – Они были о поверхности воды, об очень тонкой плёнке, мерцающей двумерности. Что вы видите? Например, однажды я опустошил свой бассейн и нарисовал на дне синие линии. Когда вода неподвижна, вы видите, что в глубине линии чистые и ровные. Когда кто-то плывёт, они начинают двигаться. Но куда они движутся? Если вы нырнёте, то независимо от того, насколько бурная вода на поверхности, линии снова будут ровными. Они извивались только на этой тончайшей плёнке. Это та поверхность, которая очаровывает меня; и в этом суть этих картин».
Для создания работы «Питер выбирается из бассейна Ника» Хокни использовал фотографию (как и для других упомянутых выше картин). Фигуру натурщика он скопировал с полароидного снимка, сделанного в тот момент, когда обнажённый юноша опёрся на капот своего спортивного автомобиля. В 2012 году Шлезингер в одном из интервью рассмеялся: «Вот почему подводная часть прописана не очень хорошо – она была выдумана».
Квадратный формат картины также отсылает зрителя к полароидному снимку – как и нетронутый холст вокруг изображения, призванный «сделать его больше похожим на картину». Хокни хотел продемонстрировать процесс создания полотна и уловку, к которой он прибег.
Полотно «Питер выбирается из бассейна Ника» глубоко созвучно истории искусства и напоминает классические изображения купальщиков, помещённых в идиллический фон, которые встречаются в западной живописи со времён Ренессанса. Эта условность – метафора не только гармоничных отношений между человеческой фигурой и природой, но также представление неиспорченного и чистого мира.
«Картины с плавательными бассейнами Хокни, пожалуй, наиболее показательны в этом отношении, поскольку это современные адаптации традиционной литературной и живописной темы Золотого века. Сладострастные, сибаритские купальщики – основной символ этого классического мифа о происхождении, мифа об утраченной пасторальной Аркадии мира и гармонии, которая резко контрастирует с судорожно дёргающимся миром истории. Образ функционирует как отказ от нечистого повседневного мира и находит свое скрытое значение в разрыве между этим эдемским происхождением и сокрушительными реалиями современной жизни», – пишет Кристофер Найт.
В 1967 году картина Хокни получила премию Джона Мурса в ливерпульской галерее Уолкера. Эту награду, вручаемую раз в два года, учредил в 1957 году известный филантроп, чьим именем она названа. Он часто покупал победившую работу, а затем передавал её музею. Так случилось и с полотном «Питер выбирается из бассейна Ника», которое находится в постоянной экспозиции учреждения с 1968 года.
Автор: Влад Маслов