Регистрация

Агнец божий (Agnus Dei )

Предложить название
1638, 35.6×52 см • Масло, Холст

Описание картины «Агнец божий (Agnus Dei )»

«Этот ягнёнок стоит дороже, чем сто живых баранов!» – воскликнул однажды один из поклонников Сурбарана. Высказывание грубоватое, но точное. Не нужно даже быть экспертом, чтобы понять: перед нами шедевр.

В сравнении с произведениями других жанров, натюрмортов Сурбарана до нашего времени дошло совсем немного. Все они, вне зависимости от того, что изображается – цветы, фрукты, посуда или даже ягнёнок – написаны в едином ключе, близком к манере Караваджо. Предметы симметрично располагаются на переднем крае композиции. Яркий фронтальный свет «вырывает» их из условного тёмного фона. Композиции всегда выбираются простые и строгие. Но в Agnus Dei лаконизм Сурбарана, сам метод построения его натюрмортов, который лучше всего определяется словами «ничего лишнего», доводится до предельного аскетизма.

Интересно, что такой же ягнёнок присутствует как фрагмент в многофигурной композиции «Поклонение пастухов» (1638). Это дало основание некоторым исследователям называть натюрморт не самостоятельным произведением, а всего лишь зарисовкой, эскизом для большой картины. Но удивительное дело: натюрморт с одним ягнёнком куда более значителен и гораздо более знаменит, чем картина, в которой агнцу уготована только эпизодическая роль.

Сурбаран любит давать предметы по принципу: одна картина – один объект. Но для чего это нужно, что это даёт? По-видимому, таким образом мы можем, не распыляя внимание, сосредоточиться на одном объекте, сполна ощутить его красоту и значительность.

Жертвенный ягнёнок (в библейской терминологии Agnus Dei, агнец божий), конечно, имеет символический смысл. В Ветхом завете это животное, сжигаемое во славу Божию на жертвенном алтаре, в Новом завете – Христос, принесший в жертву ради искупления человеческих грехов собственную жизнь. Тонкая окружность нимба над головой ягнёнка (в некоторых версиях картины) и его копытца, связанные крест-накрест, напоминая о смерти на кресте, указывают на сакральное содержание.

Однако не символический, а именно материальный план картины принёс Сурбарану славу.

Завитки овчины, рисуемые тонкой игрой рефлексов, кажутся зрителю вещественными. Иллюзия осязания так сильна, что невольно хочется прикоснуться к ним рукой. Строгая гамма золотисто-серых и темно-коричневых тонов не нарушается ни одним ярким вкраплением. Сурбаран проявляется как настоящий гений подробностей, выписывая веки ягнёнка с белёсыми ресницами и его влажный нос, рельефную поверхность бараньего рога и природную загрязнённость свалявшейся шерсти.

Вероятно, именно Agnus Dei, знаменитый сурбарановский ягнёнок послужил для возникновения биографической легенды. Она уверяет, будто бы Франсиско, сын бедного крестьянина из испанской провинции Бадахос, впервые стал рисовать на коре деревьев в те времена, когда подростком пас ягнят на окраинах села Фуэнте де Кантос. Якобы, там его заметил проезжавший мимо испанский гранд и забрал с собою в Севилью, чтобы дать художественное образование. И хотя реальностью в этой легенде являются разве что географические названия, воздадим должное силе воздействия на умы картины, в которой нет ничего, кроме доски, темного фона и жертвенного ягнёнка.

Сегодня известны пять авторских вариантов картины Сурбарана "Агнец божий", что доказывает: картина пользовалась большой популярностью еще при жизни художника. 

Автор: Анна Вчерашняя
Читать всю аннотациюСвернуть
Местонахождение
О работе
Сюжет и объекты: Анимализм, Религиозная сцена
Стиль и техника: Реализм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Рембрандт Харменс ван Рейн. Мужчина в доспехах
  • Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет старика в красном
  • Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет Хендрикье Стоффельс в бархатном берете
MKKK
16 работ • 0 комментариев
  • Франсиско де Сурбаран. Святая Маргарита Антиохийская
  • Франсиско де Сурбаран. Агнец божий (Agnus Dei )
Zurbaran
Собирает Tina Deinekhovska
2 работы • 0 комментариев
  • Франсиско де Сурбаран. Агнец божий (Agnus Dei )
  • Франсиско де Сурбаран. Натюрморт с четырьмя сосудами
1
2 работы • 0 комментариев
  • Рудольф Федорович Френц. Три гончих. 1872
  • Рудольф Федорович Френц. Боярская охота времен царя Алексея Михайловича
  • Рудольф Федорович Френц. Сбор на охоту. 1887
Анимализм
Собирает Open
1 584 работы • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет Хендрикье Стоффельс в бархатном берете
3
Портрет Хендрикье Стоффельс в бархатном берете
Франсиско де Сурбаран. Святая Маргарита Антиохийская
8
Святая Маргарита Антиохийская
Франсиско де Сурбаран. Натюрморт с четырьмя сосудами
1
Натюрморт с четырьмя сосудами
Рудольф Федорович Френц. Боярская охота времен царя Алексея Михайловича
0
Боярская охота времен царя Алексея Михайловича
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP