«Снятие с креста» – картина Вазари, хранящаяся в Камальдоли, близ Тосканы. Если бы нужно было объяснить кому-то малосведущему, что такое
маньеризм как творческий метод, это была бы одна из самых говорящих и подходящих иллюстраций.
Принято считать, что
вклад Джорджо Вазари в историю искусств – неоценим, но вот живописец он довольно посредственный. Вероятно, это так. Хотя Вазари, безусловно, слыл мастером способным и техничным и при жизни как художник был весьма востребован. Многие монастыри Тосканы, флорентийские церкви и римские дворцы украшены фресками и картинами Вазари. Однако все они, хотя и обнаруживают хорошее знание основ искусства Возрождения, принадлежат уже к периоду кризисному, поствозрожденческому. В искусстве итальянского XVI его принято называть маньеризмом.
Снятие с креста – очень распространённый живописный сюжет. Именно поэтому сравнение того, как пишет его Вазари и как – художники других подходов (
1,
2,
3,
4,
5), обнажает суть маньеризма и его отличие (причем не в пользу последнего) от предшествующих живописных достижений. Снятие с креста у итальянских живописцев может быть суровым, трагическим, мощным, пронзительным или же, наоборот, умиротворённым.
У Вазари снятие с креста театральное. Театрализованное.
У него апостол в правом углу картины выворачивает ладонь и ставит стопу, будто он танцовщик. А другой, у левого края полотна, изгибает руку, словно современный культурист, любующийся собственным мышечным рельефом. Оба выглядят по-настоящему занятыми собой и мало вовлечёнными в свершающееся событие.
Вот в левом нижнем углу возлежит Мария, развернув корпус и руки в одну сторону, а голову и ноги – в другую. Очевидно, что Вазари просто пытается копировать винтообразный поворот тела, любимый приём своего учителя
Микеланджело. Но у Буонарроти подобное мощное винтообразное движение передаёт внутреннюю борьбу героев, а у Вазари кажется формальным, декоративным. Оно демонстрирует технический навык, но не сущностную необходимость.
Марию окружают и сочувственно поддерживают другие женщины. Похожи ли они на жён-мироносиц? Нет. Скорее на холёных камеристок с рукавами-буфами и сложно уложенными причёсками.
Пять человек непосредственно участвуют в снятии Спасителя с креста. Как и у множества других работ Вазари, пространство картины кажется перегруженным, излишне многолюдным. Художник действительно искренне
предпочитал композиции сложные и многофигурные. «Отсекать всё лишнее» по методу его кумира Микеланджело (
«Я просто беру камень и отсекаю всё лишнее»), кажется, никогда не входило в задачу Вазари. И это тоже отражение поствозрожденческого кризиса: у мастеров «сбились настройки», утрачена иерархия, потеряно понимание того, что важно и что неважно, что необходимо для изображения, а что излишне.
Впрочем, вполне возможно, что чисто технически пятеро – это как раз нужное количество людей, чтобы максимально бережно снять тело и спустить его вниз, тут Вазари вполне правдив. Но посмотрим, как именно осуществляется снятие: почти не прочитывается никакого усилия, мышечного напряжения. Неизбежная в реальности брутальность этой сцены смягчена и облагорожена. Снимающие (особенно те, кто расположился вверху) поддерживают Христа под руки с какой-то поистине бальной куртуазностью. Здесь много изящества и никакого трагизма. Первое напрочь нивелирует последний. На вопрос, что делают многие из персонажей картины, самый точный ответ будет
«закатывают глаза».
Задача Вазари, похоже, не в передаче смысла библейских событий, а в том, чтобы «сделать зрителю красиво». В этом, собственно, и заключена самая суть искусства маньеризма.
Автор: Анна Вчерашняя