войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Комментарии
2
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Религиозная сцена
Техника: Масло
Материалы: Дерево
Дата создания: 1500-е
Размер: 220×390 см
Контент 18+
Работа в коллекции: Триптих James Davis
Работа в подборках: 193 подборки

Описание картины «Сад земных наслаждений»

«Сад земных наслаждений» – самое известное произведение великого нидерландского художника Иеронима Босха. Первое упоминание о триптихе относится к 1517-му году: «Сад…» фигурирует в описи имущества семейства Нассау в Брюсселе. Позднее, наряду со многими другими произведениями Босха, картина была вывезена в Мадрид и находилась в собрании испанского короля Филиппа II. В 1936-м году, с началом гражданской войны в Испании, «Сад земных наслаждений» с целью его сохранения был передан в Прадо, в одной из верхних галерей музея он представлен и теперь.

«Сад земных наслаждений» сохранился лучше других триптихов Босха. Его отличает равномерное распределение света по всей поверхности, отсутствие светотеневой моделировки, чёткая прорисовка фигур, яркий и насыщенный колорит.

С 2014-го года «Сад земных наслаждений» вместе с еще тремя работами Босха стал предметом раздора между Прадо и Музеем королевских коллекций, подававшим официальный запрос о возвращении этих произведений в королевское собрание (подробнее читайте здесь).

Внешние створки

Внешние створки «Сада земных наслаждений», как и во всех прочих триптихах Босха (1, 2, 3), выполнены в технике гризайли – так называется вид живописи, при котором художник работает оттенками одного цвета. В данном случае использована зеленовато-серая гамма. Художественный эффект обусловлен неожиданностью перехода, совершаемого зрителем, от монохромных и лишённых человеческого присутствия внешних створок к многофигурным и красочным створкам внутренним.

Огромная полупрозрачная сфера символизирует момент творения мира, как он описан в Книге Бытия – первой из книг Ветхого Завета: сотворение Богом неба и земли, отделение света от тьмы, а воды от тверди. Сам Создатель показан в просвете между облаков в левой верхней части. Интересно, что в ту же историческую эпоху, когда создавался «Сад Земных наслаждений», Микеланджело расписывал свод Сикстинской капеллы. У Микеланджело Создатель представлен в образе великого скульптора, собственными руками придающего форму первозданному хаосу, а у Босха Он, в соответствии с библейским текстом, творит мир не руками, а словом. У восседающего на престоле Бога-творца в руках книга, а рядом Босх помещает слова из Псалтири: «Ибо Он сказал – и сделалось; Он повелел – и явилось» (Пс.32:9).

Внутренние створки: интерпретации, оценки и смыслы

Между Эдемским садом (левая створка) и адом (правая) располагается Сад наслаждений – образ земного мира, давший название всему триптиху.

Уникальную панораму, созданную фантазией Босха и серьёзно нарушающую традиционную христианскую иконографию, пытались объяснять с позиций астрологии и алхимии, философии и нумерологии; в ней искали аллегории и символы, пророчества и скрытые смыслы.

В ХХ веке, после открытия Фрейдом бессознательного, интерес к полузабытому к тому времени Босху вспыхнул с новой силой. Теоретик сюрреализма Андре Бретон настаивал, что в «Саде земных наслаждений» и других произведениях Босха перед нами являются фантомы, кошмары бессознательного, а сам Босх с его галлюцинаторным воображением был первым сюрреалистом: под его кистью обретали видимую реальность глубинные человеческие инстинкты.

Много шума в своё время наделала гипотеза критика Вильгельма Френгера. Он предположил, что центральная часть триптиха «Сад земных наслаждений» – это не что иное как манифест секты Свободного Духа, или адамитов, радикального течения, практиковавшего коллективные совокупления с целью опровергнуть миф о первородном грехе. Френгер утвержал, что Босх принадлежал к числу тайных членов секты. Он убеждённо доказывал, что центральная часть триптиха не является сатирой или обличением греха и «не имеет ничего общего с ханжескими воззрениями церкви». Наоборот: это, скорее, идиллия, где нагие любовники «мирно резвятся в спокойствии этого сада, обретя невинность растений и животных, и в обуревающей их чувственности нет ничего, кроме чистого ликования, ничем не замутнённого блаженства». Гипотеза Фрегнера, раздутая газетчиками и созвучная идеям сексуальной революции середины ХХ века, была очень популярна среди широких масс, но научного подтверждения не нашла. Серьёзные исследователи убеждены, что секта Святого Духа на родине художника в Брабанте прекратила своё существование задолго до рождения Босха.

Один из самых значительный исследователей Босха Дирк Бакс установил множественные параллели между образами «Сада земных наслаждений» и голландским фольклором и архаичной литературой. Бакс считал, что животные, плоды и кораллы – это эротические символы, которые были широко распространены во времена Босха в народных песнях, поговорках и жаргонных идиомах. В них ягоды и плоды метафорически обозначали половые органы, рыба считалась фаллическим символом, а «собирать плоды» означало совокупление. Вокруг озера в центральной части триптиха движется целая кавалькада обнажённых людей, оседлавших львов, леопардов, кабанов, лошадей и других животных, многие из которых в фольклоре ассоциировались с похотливостью и грубой жизненной силой. Само понятие верховой езды в просторечии было распространённой метафорой полового акта.

Первым в истории интерпретатором картины стал ученый монах Хосе де Сигуэнса. Триптих поступил в распоряжение испанского короля, а Сигуэнса в то время был первым историком и хроникёром Эскориала. Вопреки невиданному доселе апофеозу сладострастия, воплощенному Босхом в центральной части триптиха, Сигуэнса посчитал «Сад земных наслаждений» нравоучительной картиной. Он полагал, что перед нами собирательный образ человечества, которое погрязло в греховных наслаждениях, променяв на них первозданную красоту утраченного рая. Более того: де Сигуэнса даже предлагал написать с картины как можно больше число копий и распространять их, чтобы вразумлять верующих. Интересно, что концепция Сигуэнсы, высказанная в самом начале XVII века, после множества дискуссий и нескольких веков исследований, до сих пор считается наиболее релевантной.

Мысль о пронизанности всего сущего грехом в «Саде земных наслаждений» доводит до логической крайности современная исследовательница Линда Харрис в монографии «Тайная ересь Иеронима Босха». Она полагает, что тёмное начало, доминирующее в «Саде земных наслаждений» накладывает даже на изображение Иисуса. «С одной стороны, Спаситель, предостерегающий Адама и отстраняющий от него Еву. С другой стороны, можно подумать, что изображён сам дьявол, выступающий сводником Адама и Евы. Об этом говорит некоторая странность лица Иисуса», - пишет Харрис.

Вальтер Бозинг, автор книги «Иероним Босх. Между Адом и Раем», замечает, что мы, современные зрители, склонны сомневаться в том, что Босх осуждает плотские порывы своих персонажей: уж слишком пленительные линии и слишком гармоничные цвета выбирает для них художник. Однако человек Средневековья относился к материальной красоте гораздо более подозрительно, ведь ему непрестанно внушалось, что под самой привлекательной личиной скрывается грех, а за наслаждением тела – вечная погибель. Бозинг приводит интересную аналогию: во времена Босха в Голландии были очень популярны фигурки из слоновой кости. С одной стороны, они изображали нагих красавиц или слившиеся в объятиях фигурки любовников, но стоило только перевернуть их – и фигурки оказывались полуразложившимися трупами. Подобным образом, утверждает ученый, и всё то, что показывает зрителям Босх, – это не настоящий Рай, а его обманчивое подобие. В противном случае, за ним бы не следовало неизбежное наказание в аду, так убедительно изображённом на правой створке босховского триптиха.

О содержании и символике отдельных образов «Сада земних наслаждений» подробнее можно прочитать здесь.


Автор: Анна Вчерашняя
Комментарии(2)