Регистрация
Иероним Босх
Нидерланды 1450−1516
Подписаться388             
Подписаться388             
Скачайте приложение художника для iPhone или Android:
Download Download
Биография и информация
 
Иероним Босх (недерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch; около 1450—1516, родился и умер в городе Хертогенбос) — ярчайший представитель Северного Возрождения, художник, чья личность не перестаёт оставаться загадкой и через 500 лет после его смерти, а творчество — источником вдохновения для современных художников, дизайнеров, кинематографистов.

Особенности творчества художника Иеронима Босха: густонаселенность картин; смелая, безудержная фантазия в изображении монстров и ада реализована в канонических религиозных сюжетах; ловкое сочетание яркого визуального ряда с нравоучительным содержанием.

Известные картины и триптихи Иеронима Босха: «Сад земных наслаждений», «Искушение святого Антония». «Несение креста».

Хертогенбос — город, в честь которого художник Иероним ван Акен взял себе псевдоним Босх, — издавна славился производством колоколов и органов. В XV веке колокола и органы заглушали здесь все. Каждый шестой житель Хертогенбоса состоял в какой-нибудь религиозной общине. Если, здороваясь на улице с прохожим, вы улыбались, это считалось тяжким грехом. Смерть, страдание, бремя католической вины — вот «тренды» тех лет, которые безраздельно владели благочестивыми умами Хертогенбоса. А если кто-то сбивался с праведного пути, дорогу во мраке ему освещали костры инквизиции.

Отчасти все это объясняет появление столь своеобразного и пугающего гения, как Босх. Но только отчасти.

Картины художника Иеронима Босха — сложнейшие многофигурные ребусы, над решением которых бьются поколения искусствоведов. Его личность — такая же загадка, и честному биографу приходится использовать слово «вероятно» куда чаще, чем хотелось бы.

Колокола и органы

Предки Иеронима, вероятно, имели германские корни. Судя по фамилии, они, вероятно, были выходцами из города Ахен. В семье ван Акенов почти все мужчины были художниками. Художниками были дед Иеронима — Ян, его отец Антоний, его брат Гооссен, а также трое его дядьев. Так что ремеслу Иероним учился в домашней мастерской. Вероятно.

Предположительно он родился в 1453 году (большинство биографов осторожно говорит о 1450-х) в Хертогенбосе — одном из центров графства Брабант на севере Голландии. Это был крупный торговый город с оживленной рыночной площадью. Впрочем, музыку — не только ту, что исполнялась на колоколах и органах, — в Хертогенбосе заказывала католическая церковь. Вокруг нее вертелась местная экономика, с ней, так или иначе, были связаны любые проявления здешней культурной, интеллектуальной или светской жизни. Одним из основных градообразующих элементов было Братство Богоматери — влиятельная светско-религиозная организация, основанная в начале XIV века. Ван Акены обслуживали Братсво в течение двух столетий: Яну ван Акену приписывается авторство фресок в соборе св. Иоанна, множество заказов Братства выполнил и Антоний ван Акен. Семья не бедствовала: работая на Братство, Антонию удалось построить каменный особняк на главной площади города. Что касается Иеронима, первое упоминание о нем как о художнике встречается в архивах Братства Богоматери лишь в 1481-м. По меркам тех лет 28 — возраст для художника более чем зрелый. Это (в пользу такой теории говорит также отнюдь не поверхностное знакомство Босха с богословием) позволяет некоторым биографам сделать вывод, что живопись не была его первым выбором: изначально Иероним готовился стать священником.

Как бы то ни было, гены взяли свое. Иероним унаследовал «семейный бизнес» и всю свою жизнь сотрудничал с Братством — расписывал алтари, оформлял торжественные шествия, делал эскизы витражей, амвонов и прочих паникадил.

Примерно в это же время Иероним Босх женился на Алейт ван ден Меервеен, происходившей из влиятельного и богатого рода. Это была выгодная партия — Иероним стал зажиточным землевладельцем и даже поучаствовал в судебной тяжбе с шурином, который счел себя обделенным. Суд вынес решение в пользу художника.

Разумеется, он тотчас вошел в Братство Богоматери — уже на правах почетного члена. В архивах сохранились документы, свидетельствующие, что Иероним не раз председательствовал на заседаниях Братства, которые проходили в его доме. Он по-прежнему много писал — за символическую плату и не ради заработка . Картины художника Иеронима Босха тем временем все меньше соответствовали образу респектабельного бюргера. В них все заметнее проступало то, за что позднее сюрреалисты назовут Босха «почетным профессором ночных кошмаров».

Король ужаса

Трудно не заметить, что при всей своей иконографичности, стиль картин Иеронима Босха выходит далеко за рамки каких-либо канонов. В современной поп-индустрии существует такое явление как «христианский рок» — многие «богоугодные» коллективы звучат громче, чем ад, и мрачнее, чем апокалипсис. В определенном смысле их можно считать последователями Босха. Босх тоже прославлял Бога, но сделался знаменит за счет присутствовавшего на его полотнах Дьявола.

Он определенно был мизантропом. Пожалуй, худшими из грехов Босх считал легкомыслие и доверчивость. Его знаменитые работы («Воз сена», «Фокусник», «Корабль дураков«), репродукции которых представлены на нашем портале, — отнюдь не похвала глупости. Впрочем, Босх не делал скидок ни для кого. Простак не менее грешен, чем вор, запустивший руку в его карман. Священник торгующий индульгенциями, будет гореть в адском пламени вместе с купившим прощение убийцей. Человечество обречено и надежды нет.

Само собой, столь своеобразный взгляд на мироустройство в сочетании с таким ярким талантом не могли остаться незамеченными.

Некоторые исследователи считают, что приблизительно в 1500 году Иероним Босх побывал в Италии. Такое мнение подпитывает написанная художником картина «Распятая мученица» (репродукцию и описание этой картины Иеронима Босха можно посмотреть на нашем сайте), предположительно посвященная св. Юлиане, культ которой был особенно распространен в северной Италии. Кроме того, искусствоведы усматривают влияние Иеронима Босха в работах Джорджоне и даже Леонардо да Винчи.

Другие биографы уверены, что Босх никогда не покидал Хертогенбос, в то время как его картины, его слава уже при жизни распространились не только за пределы родного города, но и за границы Нидерландов. Именно поэтому он начал подписывать свои работы «Jheronimus Bosch"*.

В числе его заказчиков (помимо неизменного Братства Богоматери) было немало знатных вельмож. Картинами художника Иеронима Босха владели герцог Бургундии Филипп I Красивый, герцог Нассау-Бреда Генрих III, король Испании Филипп II. Едва ли современники понимали Босха. В лучшем случае вместо назидания и сатиры они видели теологические ребусы. В худшем — «страшилки», которые бодрят и щекочут нервы. Художник был для них хоррормейкером. Если бы в XV веке была известна такая технология, показывая картины Иеронима Босха, хозяева подавали бы гостям попкорн.

Дьявол внутри

Поскольку фактов о Босхе известно немного, судить о личности этого удивительного художника приходится по его картинам. Существует немало чуднЫх, часто противоположных версий насчет того, кем на самом деле был Иероним Босх. Ревностным католиком. Тайным еретиком. Визионером. Практикующим алхимиком, антихристом, мессией, инопланетянином, шизофреником, провидцем. В самом деле, человек, в чьей голове роились столь чудовищные образы, должен был быть хотя бы немного безумцем. Достоверных подтверждений какой-либо из этих версий нет. Скорее наоборот — судя по всему, Иероним Босх прожил на удивление спокойную и нормальную жизнь. Жизнь, которая во времена Клайва Баркера и Ганса Руди Гигера кажется слишком размеренной и даже скучной. Если он был богохульником, то чрезвычайно удачливым — самые ревностные инквизиторы тех лет ему покровительствовали. О «тайной ереси» Босха заговорили только в XVI веке. И до эпохи реформации Иероним Босх благополучно не дожил.

Он умер в 1516 году и был торжественно отпет как «выдающийся мастер» в соборе св. Иоанна.

Сейчас в доме, где жил Иероним, — магазин мужской одежды. На улицах Хертогенбоса вы не встретите ни птицеголовых монстров, ни гигантских жаб, ни распятых мучениц. Ничто в этой тихой «спальной» провинции не намекнет вам, откуда Босх черпал вдохновение.

Впрочем, эту загадку еще в XVII веке разгадал испанский монах Хосе де Сигуэнса, который писал: «В то время как другие художники изображали человека таким, какой он снаружи, только Босху хватало мужества рисовать его таким, каков он изнутри».

* Хертогенбос и 500 лет назад и сейчас в разговорной речи сокращают до Ден Босх (Den Bosch).

Автор: Андрей Зимоглядов

Также мы приготовили для вас два увлекательных теста по творчеству Иеронима Босха:

1. «Босх в деталях»: угадайте, из каких картин Босха взяты фрагменты с демонами и святыми.

2. «Босх или не Босх?»: в каждой паре картин только одна принадлежит Босху — выбор за вами.
Читать дальше
Работы понравились

Истории о художнике и его работах
Босх в цифрах: число подлинников, стоимость ухода за бородой, размах юбилейных торжеств и другие непоследние вещи
Говорят, что биография Иеронима Босха – тайна за 7-ю печатями, его картины – антология 7-ми смертных грехов и еще 777-ми простительных, а чтобы понять их адекватно, требуется не меньше 7-ми пядей во лбу. Отчасти это и…
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Сотворение Мира. Внешние створки
Доктор Кто. Кем на самом деле был Иероним Босх
Пожалуй, в истории живописи не случалось другого персонажа, чья личность вызывала бы столь живой интерес у широкой общественности и в то же время была бы окутана таким густым туманом. Доподлинно об Иерониме Босхе известно…
Почитать все истории
Лента
«Поклонение волхвов» Иеронима Босха – тот редкий случай, когда, не зная точной датировки работы (музей Прадо указывает неопределённое «около 1494 года», но многие специалисты датируют триптих 1510-ми годами и считают одной из последних работ художника), мы с полной определённостью можем назвать её заказчиков (донаторов). Триптих был заказан родовитым бюргером из Хертогенбоса Питером Бронхорстом (Bronchorst) по случаю его бракосочетания с Агнесой Боссюйсе (Bosshuyse). Их коленопреклоненные портреты в сопровождении небесных покровителей обоих – святого Петра и святой Агнессы – размещаются на внутренних створках триптиха.

По замыслу молодоженов, «Поклонение волхвов» должно было украсить часовню Братства Богоматери в Хертогенбосе – к этой же религиозной организации, согласно сохранившимся архивным документам, принадлежал и сам Босх. Судьба, однако, распорядилась иначе: уже в середине XVI века «Поклонение волхвов» было сначала перевезено в Брюссель Иеганом де Кассембротом, секретарём герцога Эгмонтского, а в 1567-м году конфисковано у него герцогом Альбой – испанским наместником в Нидерландах, прославившимся своей феноменальной жестокостью. Несколько лет спустя Альба передал триптих королю Испании Филиппу II, большому ценителю творчества Босха. Между 12 и 16 апреля 1574 года работа поступила в Эскориал, а в 1839-м году была перемещена в Прадо, где находится по сей день.

«Поклонение волхвов» превосходно сохранилось: на рамах даже остались следы первоначальной позолоты.

Внешние створки


Внешние створки «Поклонения волхов», как и в остальных триптихах Босха, выполнены в монохромной технике, именуемой «гризайль». Её серо-коричневую гамму нарушает только яркая фигура коленопреклонённого донатора в красном головном уборе. Недавние исследования неопровержимо доказали, что она не принадлежит Босху и была дописана позднее.

Сюжет внешних створок получил название «Месса св. Григория». В житии этого святого содержится легенда о том, как однажды в ходе мессы причетник, помогавший Григорию Великому вести службу, засомневался, что святые дары в самом деле претворяются во время причастия в тело и кровь Христа. Тогда Григорий начал горячо молиться, чтобы Господь явил знамение, которое укрепит маловерного. И его молитвы были услышаны: в алтаре возник Христос в терновом венце, показывая язвы от гвоздей.

Задача внешних створок – настраивать зрителя на восприятие того, что он увидит, когда створки триптиха распахнутся. В каком-то смысле Босх пишет католическую мессу не только снаружи: считается, что изнутри и на внутренних створках «Поклонения волхвов» Босх уподобляет всё происходящее церковной литургии.

Внутренние створки


Внутренние створки с изображёнными на них донаторами объединены с центральной частью триптиха, благодаря общему для них пейзажу в красивой зеленовато-охристой гамме. Прекрасный вид живописует природу Северно Брабанта, родины художника.

Как и любой другой средневековый мастер, на заднем плане Босх изображает различные небольшие по масштабам сценки, чтобы заполнить пространство. Например, в средней трети левой створки, чуть выше головы донатора Бронхорста, можно видеть, как старец Иосиф, муж Марии, сушит над огнём костра детские пелёнки. Здесь отражены простодушные народные представления об Иосифе как о рогоносце, обманутом муже: голландским священникам стоило немалых усилий повернуть мысли своей паствы на этот счёт в благочестивое русло.

Центральная часть триптиха


На первый взгляд, может показаться, что «Поклонение волхвов» Босха не слишком отличается от знаменитых алтарей его предшественника Яна ван Эйка. Мы так же видим религиозную сцену, воссозданную при помощи красивого и гармоничного колорита и сбалансированной композиции. Типажи Богоматери и Младенца типично нидерландские, узнаваемые – подобные можно встретить у ван Эйка или у Рогира ван дер Вейдена. И на какой-то момент даже может показаться, что здесь передано благоговейное и трепетное настроение, столь характерное для рождественской тематики.

Но стоит присмотреться внимательнее – и всё традиционное благолепие осыпается, как фальшивая позолота. И взамен умиротворения зритель проникается типично босховским ощущением нарастающей тревоги. На первый план выходят загадки и вопиющие несоответствия. Зачем, например, нужен такой кричащий диссонанс между тщательно и филигранно прописанными одеждой и драгоценностями волхвов и грубыми щелями, трещинами, неряшливыми кусками соломы в полуразвалившейся постройке? Почему пастухи, которых влезли на крышу, ведут себя столь бесцеремонно? И главное – почему царей (волхвов) не три, как в каноническом тексте или в любом другом живописном изображении этой сцены, а – отчего-то четыре? Или, быть может, четвёртый, в царской короне и плаще, едва скрывающем наготу, привязанный в дверях – это вовсе не волхв? Но кто же он? Что заставило Босха ввести в устоявшуюся композицию нового персонажа – такого неожиданного и необъяснимо загадочного? На большинство вопросов однозначных ответов нет до сих пор, а то, чем располагает наука, – лишь версии.

Трое принесших дары младенцу волхвов (или царей), которых звали Балтазар, Каспар и Мельхиор, со временем стали отождествляться со сторонами света, в которых распространилось христианство, – Европой, Азией и Африкой, поэтому младшего из волхвов, Каспара, художник изображает чернокожим, и по реалистичности и мастерству исполнения его считают одним из лучших образов Босха.

Новый завет сообщает, каким были дары волхвов: они принесли Иисусу золото (поскольку верили, что на землю пришёл царь), ладан (благовоние, которое курилось в храмах – так волхвы признавали божественную природу младенца) и смирну (которая использовалась при бальзамировании покойников – этим волхвы давали понять, что им открыта и будущая смерть Христа). Но Босх не ограничивается простой живописной констатацией в изображении даров – он поступает гораздо оригинальнее. Тут сказывается его любовь к мелким деталям и многозначительным подробностям. Балтазар, старший волхв в красном плаще, у Босха ставит к ногам Марии золотую скульптуру. Она изображает персонажей Ветхого завета – Авраама и его сына Исаака, которого отец намерен принести в жертву. Это предвестие той жертвы, которую божественному младенцу предстоит принести на кресте. Мельхиор, второй из волхвов, облачён в невероятный по красоте нагрудник из драгоценных камней, изображающий визит царицы Савской к царю Соломону. Темнокожий Каспар держит в руке державу из серебра. Сверху её венчает птица – орёл или пеликан (символ жертвы и искупления), а на самой державе также изображены ветхозаветные персонажи – военачальник Авенир и победитель Голиафа Давид.

На дальнем плане показано войско, часть которого готовится перейти реку вброд. Возможно, это свита одного из царей или, может быть, намёк на войско трёх земных царей, описанное в Апокалипсисе.

Но наибольшее замешательство вызывает группа гротескных персонажей, проникших внутрь полуразрушенного хлева, и в особенности – их вероятный предводитель. Его наготу прикрывает только пурпурный плащ. На одной ноге – прозрачный цилиндр, скрывающий язву (кстати, раненая нога во времена Босха считалась символом греховности, невежества, а также обозначала людей, еще не обращённых в христианство), а между ног – золотое полотнище с вытканными на нём демонами. Голова увенчана короной, руки – украшены золотыми браслетами. В одной из них он держит громоздкий золотой шлем. Кем же он может быть?

Одна из самых распространённых (хотя и недоказуемых) версий состоит в том, что перед нами – дьявольская свита, которая жаждет вмешаться в происходящее. На это указывает выражение явной враждебности на их лицах, чем-то напоминающих персонажей гентского «Несения креста», и только их предводитель не выражает озлобленности, а смотрит на младенца с необъяснимым лукавством.

Другие версии допускают, что это вохв Валаам из «Книги Чисел», который предрёк явление мессии, но потом, соблазнившись, превратившийся из пророка в лжеучителя. Он оступился, но теперь ожидает помилования от Христа. На заднем плане, выше крыше хлева кто-то как раз тянет осла: это может быть напоминанием о пресловутой «Валаамовой ослице», которая упиралась и не хотела идти вперёд, а потом заговорила. Такую версию со ссылкой на неопубликованную статью Шарля Сийя излагает Вальтер Бозинг, автор книги «Иероним Босх. Между Раем и Адом».

Еще одна из версий гласит, что в хлев проник царь Ирод и его лазутчики.
Ученый Николас Бом (на основе исследований которого BBC был снят фильм «Загадки Иеронима Босха») полагает, что перед нами прародитель Христа – царь Давид. Его обнажённая фигура, украшенная золотом и прикрытая пламенеющим плащом, – это напоминание о ветхозаветном эпизоде перенесения ковчега, когда «Давид скакал из всей силы перед Господом…» (2-я Царств 6: 12 и далее).

«Единственно верной» версии не существует, что делает триптих одной из самых загадочных работ Босха и самым необычным «Поклонением волхвов» в истории европейского искусства.

См. также «Поклонение волхвов» из Филадельфии (картина, приписываемая Босху, но скорее выполненная в его мастерской и законченная после его смерти).

Автор: Анна Вчерашняя

Иероним Босх. Поклонение волхвов. Триптих
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Вся лента
Работы художника
всего 195 работ
Иероним Босх. Фокусник
11
Фокусник
1502, 53×65 см
Иероним Босх. Увенчание терновым венцом
10
Увенчание терновым венцом
1510, 73.8×59 см
Иероним Босх. Распятие с донатором
5
Распятие с донатором
1480-е , 74.7×61 см
Иероним Босх. Брак в Кане
3
Брак в Кане
XVI век, 93×72 см
Иероним Босх. Несение креста
14
Несение креста
1510-е , 83.5×76.7 см
Иероним Босх. Странник
6
Странник
XVI век, 71×70.6 см
Иероним Босх. Поклонение волхвов. Триптих
4
Поклонение волхвов. Триптих
1494, 147.4×168.6 см
Иероним Босх. Несение Креста
3
Несение Креста
1498, 142.5×104.5 см
Иероним Босх. Святой Христофор
4
Святой Христофор
1490-е , 113×71.5 см
Посмотреть все 195 работ художника
HELP