Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей  •  2 теста
Иероним Босх
Иероним
 Босх
Нидерланды 1450−1516
Подписаться656             
Подписаться656             
Скачайте приложение художника для iPhone или Android:
Download Download
Биография и информация
 
Иероним Босх (недерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch; около 1450—1516, родился и умер в городе Хертогенбос) — ярчайший представитель Северного Возрождения, художник, чья личность не перестаёт оставаться загадкой и через 500 лет после его смерти, а творчество — источником вдохновения для современных художников, дизайнеров, кинематографистов.

Особенности творчества художника Иеронима Босха: густонаселенность картин; смелая, безудержная фантазия в изображении монстров и ада реализована в канонических религиозных сюжетах; ловкое сочетание яркого визуального ряда с нравоучительным содержанием.

Известные картины и триптихи Иеронима Босха: «Сад земных наслаждений», «Искушение святого Антония». «Несение креста».

Хертогенбос — город, в честь которого художник Иероним ван Акен взял себе псевдоним Босх, — издавна славился производством колоколов и органов. В XV веке колокола и органы заглушали здесь все. Каждый шестой житель Хертогенбоса состоял в какой-нибудь религиозной общине. Если, здороваясь на улице с прохожим, вы улыбались, это считалось тяжким грехом. Смерть, страдание, бремя католической вины — вот «тренды» тех лет, которые безраздельно владели благочестивыми умами Хертогенбоса. А если кто-то сбивался с праведного пути, дорогу во мраке ему освещали костры инквизиции.

Отчасти все это объясняет появление столь своеобразного и пугающего гения, как Босх. Но только отчасти.

Картины художника Иеронима Босха — сложнейшие многофигурные ребусы, над решением которых бьются поколения искусствоведов. Его личность — такая же загадка, и честному биографу приходится использовать слово «вероятно» куда чаще, чем хотелось бы.

Колокола и органы

Предки Иеронима, вероятно, имели германские корни. Судя по фамилии, они, вероятно, были выходцами из города Ахен. В семье ван Акенов почти все мужчины были художниками. Художниками были дед Иеронима — Ян, его отец Антоний, его брат Гооссен, а также трое его дядьев. Так что ремеслу Иероним учился в домашней мастерской. Вероятно.

Предположительно он родился в 1453 году (большинство биографов осторожно говорит о 1450-х) в Хертогенбосе — одном из центров графства Брабант на севере Голландии. Это был крупный торговый город с оживленной рыночной площадью. Впрочем, музыку — не только ту, что исполнялась на колоколах и органах, — в Хертогенбосе заказывала католическая церковь. Вокруг нее вертелась местная экономика, с ней, так или иначе, были связаны любые проявления здешней культурной, интеллектуальной или светской жизни. Одним из основных градообразующих элементов было Братство Богоматери — влиятельная светско-религиозная организация, основанная в начале XIV века. Ван Акены обслуживали Братсво в течение двух столетий: Яну ван Акену приписывается авторство фресок в соборе св. Иоанна, множество заказов Братства выполнил и Антоний ван Акен. Семья не бедствовала: работая на Братство, Антонию удалось построить каменный особняк на главной площади города. Что касается Иеронима, первое упоминание о нем как о художнике встречается в архивах Братства Богоматери лишь в 1481-м. По меркам тех лет 28 — возраст для художника более чем зрелый. Это (в пользу такой теории говорит также отнюдь не поверхностное знакомство Босха с богословием) позволяет некоторым биографам сделать вывод, что живопись не была его первым выбором: изначально Иероним готовился стать священником.

Как бы то ни было, гены взяли свое. Иероним унаследовал «семейный бизнес» и всю свою жизнь сотрудничал с Братством — расписывал алтари, оформлял торжественные шествия, делал эскизы витражей, амвонов и прочих паникадил.

Примерно в это же время Иероним Босх женился на Алейт ван ден Меервеен, происходившей из влиятельного и богатого рода. Это была выгодная партия — Иероним стал зажиточным землевладельцем и даже поучаствовал в судебной тяжбе с шурином, который счел себя обделенным. Суд вынес решение в пользу художника.

Разумеется, он тотчас вошел в Братство Богоматери — уже на правах почетного члена. В архивах сохранились документы, свидетельствующие, что Иероним не раз председательствовал на заседаниях Братства, которые проходили в его доме. Он по-прежнему много писал — за символическую плату и не ради заработка . Картины художника Иеронима Босха тем временем все меньше соответствовали образу респектабельного бюргера. В них все заметнее проступало то, за что позднее сюрреалисты назовут Босха «почетным профессором ночных кошмаров».

Король ужаса

Трудно не заметить, что при всей своей иконографичности, стиль картин Иеронима Босха выходит далеко за рамки каких-либо канонов. В современной поп-индустрии существует такое явление как «христианский рок» — многие «богоугодные» коллективы звучат громче, чем ад, и мрачнее, чем апокалипсис. В определенном смысле их можно считать последователями Босха. Босх тоже прославлял Бога, но сделался знаменит за счет присутствовавшего на его полотнах Дьявола.

Он определенно был мизантропом. Пожалуй, худшими из грехов Босх считал легкомыслие и доверчивость. Его знаменитые работы («Воз сена», «Фокусник», «Корабль дураков«), репродукции которых представлены на нашем портале, — отнюдь не похвала глупости. Впрочем, Босх не делал скидок ни для кого. Простак не менее грешен, чем вор, запустивший руку в его карман. Священник торгующий индульгенциями, будет гореть в адском пламени вместе с купившим прощение убийцей. Человечество обречено и надежды нет.

Само собой, столь своеобразный взгляд на мироустройство в сочетании с таким ярким талантом не могли остаться незамеченными.

Некоторые исследователи считают, что приблизительно в 1500 году Иероним Босх побывал в Италии. Такое мнение подпитывает написанная художником картина «Распятая мученица» (репродукцию и описание этой картины Иеронима Босха можно посмотреть на нашем сайте), предположительно посвященная св. Юлиане, культ которой был особенно распространен в северной Италии. Кроме того, искусствоведы усматривают влияние Иеронима Босха в работах Джорджоне и даже Леонардо да Винчи.

Другие биографы уверены, что Босх никогда не покидал Хертогенбос, в то время как его картины, его слава уже при жизни распространились не только за пределы родного города, но и за границы Нидерландов. Именно поэтому он начал подписывать свои работы «Jheronimus Bosch"*.

В числе его заказчиков (помимо неизменного Братства Богоматери) было немало знатных вельмож. Картинами художника Иеронима Босха владели герцог Бургундии Филипп I Красивый, герцог Нассау-Бреда Генрих III, король Испании Филипп II. Едва ли современники понимали Босха. В лучшем случае вместо назидания и сатиры они видели теологические ребусы. В худшем — «страшилки», которые бодрят и щекочут нервы. Художник был для них хоррормейкером. Если бы в XV веке была известна такая технология, показывая картины Иеронима Босха, хозяева подавали бы гостям попкорн.

Дьявол внутри

Поскольку фактов о Босхе известно немного, судить о личности этого удивительного художника приходится по его картинам. Существует немало чуднЫх, часто противоположных версий насчет того, кем на самом деле был Иероним Босх. Ревностным католиком. Тайным еретиком. Визионером. Практикующим алхимиком, антихристом, мессией, инопланетянином, шизофреником, провидцем. В самом деле, человек, в чьей голове роились столь чудовищные образы, должен был быть хотя бы немного безумцем. Достоверных подтверждений какой-либо из этих версий нет. Скорее наоборот — судя по всему, Иероним Босх прожил на удивление спокойную и нормальную жизнь. Жизнь, которая во времена Клайва Баркера и Ганса Руди Гигера кажется слишком размеренной и даже скучной. Если он был богохульником, то чрезвычайно удачливым — самые ревностные инквизиторы тех лет ему покровительствовали. О «тайной ереси» Босха заговорили только в XVI веке. И до эпохи реформации Иероним Босх благополучно не дожил.

Он умер в 1516 году и был торжественно отпет как «выдающийся мастер» в соборе св. Иоанна.

Сейчас в доме, где жил Иероним, — магазин мужской одежды. На улицах Хертогенбоса вы не встретите ни птицеголовых монстров, ни гигантских жаб, ни распятых мучениц. Ничто в этой тихой «спальной» провинции не намекнет вам, откуда Босх черпал вдохновение.

Впрочем, эту загадку еще в XVII веке разгадал испанский монах Хосе де Сигуэнса, который писал: «В то время как другие художники изображали человека таким, какой он снаружи, только Босху хватало мужества рисовать его таким, каков он изнутри».

* Хертогенбос и 500 лет назад и сейчас в разговорной речи сокращают до Ден Босх (Den Bosch).

Автор: Андрей Зимоглядов

Также мы приготовили для вас два увлекательных теста по творчеству Иеронима Босха:

1. «Босх в деталях»: угадайте, из каких картин Босха взяты фрагменты с демонами и святыми.

2. «Босх или не Босх?»: в каждой паре картин только одна принадлежит Босху — выбор за вами.
Читать дальше
Работы понравились

Истории о художнике и его работах
Босх в цифрах: число подлинников, стоимость ухода за бородой, размах юбилейных торжеств и другие непоследние вещи
Говорят, что биография Иеронима Босха – тайна за 7-ю печатями, его картины – антология 7-ми смертных грехов и еще 777-ми простительных, а чтобы понять их адекватно, требуется не меньше 7-ми пядей во лбу. Отчасти это и вправду так. Однако в распоряжении Артхива есть и кое-какие иные числа, проливающие свет на жизнь, творчество и посмертную славу Босха. 5 сыновей было у деда Босха, Яна ван Акена. По крайней мере, 4 из них (включая отца Иеронима – Антониса ван Акена, умершего около 1478 года) стали художниками. Ни одной картины Босха не осталось в Хертогенбосе – городе, в котором художник родился и умер и который, скорее всего, никогда не покидал. Каждый 19-й из жителей…
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Сотворение Мира. Внешние створки
Доктор Кто. Кем на самом деле был Иероним Босх
Пожалуй, в истории живописи не случалось другого персонажа, чья личность вызывала бы столь живой интерес у широкой общественности и в то же время была бы окутана таким густым туманом. Доподлинно об Иерониме Босхе известно немного – историки не знают даже точной даты его рождения. А там, где недостает фактов, правят бал смелые гипотезы. В определенном смысле биография Босха подобна его знаменитому триптиху «Сад земных наслаждений». В «закрытом» виде – это скудный монохромный перечень архивных документов. Но стоит искусствоведам приоткрыть створки воображения, и жизнь Босха расцветает самыми невероятными событиями, красками и образами. В самом деле, кем был этот удивительный человек…
Почитать все истории
Лента
Добавлена заметка
В британской «Гардиан» в разделе рецензий на альбомы классической музыки в июле вышла восторженная рецензия на «Реквием по Иерониму Босху». Это произведение для хора и оркестра сочинил современный немецкий композитор Detlev Glenert – к отмечавшемуся в 2016 году 500-летию со дня смерти Босха. Теперь «Реквием» выпустили на CD и «Гардиан» характеризует его как произведение огромной силы и чрезвычайно изобретательности. «Я всегда восхищался потрясающим воображением Босха, интригующими деталями, тьмой, контрастом между святостью и в его работах, - говорит композитор. - Меня также поражает абсолютная современность его искусства». Концепция «Реквиема» такова: судят душу Босха (или человека вообще), обвиняя в семи смертных грехах. Душу Босха озвучивает хор. Бесплатно послушать фрагменты «Реквиема» можно здесь
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
… Иероним Босх и сюрреалисты. Что объединяет их, что за перекличка через века? Сидя в монпарнасском кафе, поэт Гийом Аполлинер (1880-1918), которому принадлежит честь изобретения самого термина «сюрреализм», всматривался сквозь алкогольную дымку в окружающий его шумный Париж и писал: «…Автомобили здесь кажутся чем-то отставшим от века. И только религия новою выглядит: вера в Христа, подобно…


Andrey Kuzmin
, 14 июня 2016 19:33 1
Очень интересная работа с параллелями, особенно повернутые портреты.
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 198 работ
Иероним Босх. Фокусник
23
Фокусник
1502, 53×65 см
Иероним Босх. Увенчание терновым венцом
11
Увенчание терновым венцом
1510, 73.8×59 см
Иероним Босх. Распятие с донатором
8
Распятие с донатором
1480-е , 74.7×61 см
Иероним Босх. Брак в Кане
5
Брак в Кане
XVI век, 93×72 см
Иероним Босх. Несение креста
23
Несение креста
1510-е , 83.5×76.7 см
Иероним Босх. Странник
8
Странник
XVI век, 71×70.6 см
Иероним Босх. Поклонение волхвов. Триптих
5
Поклонение волхвов. Триптих
1494, 147.4×168.6 см
Иероним Босх. Несение Креста
6
Несение Креста
1498, 142.5×104.5 см
Иероним Босх. Святой Христофор
4
Святой Христофор
1490-е , 113×71.5 см
Посмотреть все 198 работ художника
HELP