Картину
«Последний сон короля Артура в Авалоне» называют
magnum opus (главным произведением) Эдварда Коли Бёрн-Джонса. Художник работал над ней в течение 17-ти лет – вплоть до своей смерти в 1898 году. По выражению его жены Джорджианы,
«это рассказ, ставший для него объяснением жизни, которую он считал невыносимой».
На картине изображен момент покоя и бездействия. Смертельно раненный король Артур лежит на скамье в окружении трёх королев и множества придворных, которые в тревоге ожидают гласа свыше, призывающего правителя совершить больше деяний во имя веры. Над телом короля нависает залитый светом мраморный купол с высеченными сценами из легенды о Святом Граале. Центр композиции слева и справа обрамляют колоннады с чёрными колоннами и капителями в восточном стиле. Их, в свою очередь, окружают средневековые замковые стены, а затем сад с цветами и деревьями. Женщины предстают перед зрителем с длинными косами – извечным символом сексуальности – и в «византийских» коронах, украшенных драгоценными камнями.
В окончательной версии картины голова Артура покоится на коленях его сестры – королевы фей Морганы, которая отнесла брата в Авалон после поражения в битве. Ранние эскизы включали сражение на заднем плане и фей, слушающих траурную музыку. В итоге Бёрн-Джонс отказался от этих
«фей, выглядящих исступлённо, глупо и совсем не к месту» в пользу линейной композиции, сфокусированной на вытянутой фигуре короля.
В центре сказаний об Артуре находится идея о том, что он на самом деле не умер, но спит в Авалоне в ожидании момента, когда нация будет больше всего нуждаться в его возвращении. А для прерафаэлитов и их последователей легенда имела особый смысл. Отчасти они находили в ней живописное великолепие – сверкающие доспехи и мечи, реющие знамёна и прекрасных дев в ниспадающих одеяниях. С другой стороны, Артур стал символом их крестового похода против приземлённой и убогой материалистической эпохи.
Будучи ещё студентами Оксфорда, Бёрн-Джонс и его друг
Уильям Моррис зачитывались сочинением «Смерть Артура», которое в XXI веке написал сэр Томас Мэлори. Оно проникло в их души и повлияло на всё мировоззрение.
«Ничто не было похоже на «Смерть Артура», – признавался Бёрн-Джонс. –
Я имею в виду: ни одна книга, ни одно стихотворение, что могли быть написаны и навсегда запали бы в сердце». Тему Святого Грааля художник отражал в течение всей своей карьеры – в картинах, рисунках, дизайне витражей и гобеленов.
Заказ на создание «Последнего сна…» Бёрн-Джонс получил в 1881 году от своего друга и патрона Джорджа Говарда (позже – 9-го графа Карлайла) – такого же увлечённого «артуромана». Прежде художник уже разрабатывал крупный фриз «Амур и Психея» для столовой в лондонском доме аристократа. И если этот процесс был долгим и проблематичным, то работа над «Артуром в Авалоне» превзошла его. Год от года картина становилась всё более масштабной и амбициозной. По словам Джорджианы, Бёрн-Джонс расценивал произведение как
«урок любви, на который он не жалел ни времени, ни труда». Его внимание к деталям было едва ли не маниакальным. В какой-то момент, когда живописец решил заполнить передний план летними цветами, он принёс в студию охапки аквилегий, ирисов и незабудок, с которых писал наброски и этюды.
Говард стойко ожидал свой заказ, но в конце концов отказался от него по просьбе художника, не требуя возмещения. Взамен он принял менее интересную батальную сцену «Битва при Флоддене».
1880-е годы стали тяжёлыми для Бёрн-Джонса. Художник страдал от тахикардии и потери зрения, ощущал нарастающую изоляцию и собственную смертность. Погружённый в работу, он всё больше ассоциировал себя с Артуром и даже, как пишет искусствовед Стивен Уайлдман, принимал позу своего героя, ложась спать.
«Авалон – это моя навязчивая идея сейчас, и я надеюсь, что смогу поместить [на картину] всё, что меня волнует», – говорил живописец.
Существует распространённое мнение, что для фигуры Артура позировал Уильям Моррис – последний оставшийся в живых соратник Бёрн-Джонса. И что якобы физическая слабость друга стала основным источником вдохновения для автора картины. Однако биограф Дебра Манкофф указывает, что записей об участии Морриса в работе не найдено. Кроме того, к моменту завершения образа короля он был полон энергии.
Уильям Моррис скончался в октябре 1896 года. Спустя два года, как свидетельствуют документы, Бёрн-Джонс начал ощущать нехватку времени. Его раздражали вынужденные перерывы в работе – в том числе приглашение на юбилейные торжества королевы Виктории, куда он отправился неохотно и пробыл недолго. Он отказывался отвлекаться на новости о начале войны между Америкой и Испанией или тревожащие политические слухи:
«Я пропустил это. Я пропущу очень многое. Я должен [сделать это], если хочу добраться до Авалона».
В середине июня 1898 года Бёрн-Джонс считал, что картина будет завершена через два месяца. Но в ночь на 17-е число он вызвал к себе в спальню Джорджиану и умер от сердечного приступа. Так и не законченный «Последний сон короля Артура в Авалоне» был выставлен в Королевской академии в 1916 году. Он стал одним из центров бурного возрождения рыцарского духа, который должен был сплотить войска и прославлять павших в Первой мировой войне. Такая упрощённая интерпретация шедевра наверняка разозлила бы художника.
В апреле 1963 года грандиозное полотно оказалось на аукционе Christie's. Его приобрёл Луис Ферре, основатель Музея искусств Понсе и будущий губернатор Пуэрто-Рико. К тому времени работы прерафаэлитов вышли из моды, и потому британское правительство дало разрешение на экспорт, несмотря на некоторые возражения. Теперь «Последний сон…» является жемчужиной коллекции пуэрториканского музея – наряду с шедевром
«Пылающий июнь» Фредерика Лейтона, современника Бёрн-Джонса.
Автор: Влад Маслов