Картина
«Король Кофетуа и нищенка» – это иллюстрация легенды об африканском правителе, который внезапно влюбился, хотя прежде славился отсутствием интереса к женщинам. Объектом его страсти стала красивая нищенка, на которой он в итоге женился и сделал своей королевой. Это история о силе любви и её способности преодолевать такие преграды, как социальное происхождение.
Бёрн-Джонса вдохновили баллада «Песнь о нищенке и короле», написанная 1612-м и опубликованная в 1842 году, а также стихотворение Альфреда Теннисона, появившееся в том же году. Теннисон, который в 1884 году получил звание пэра, был чрезвычайно популярен у викторианцев, в том числе – у самой королевы Виктории. Многие его стихи стали источником вдохновения для художников того времени.
Как и многие прерафаэлиты, Бёрн-Джонс выбрал длинное и узкое полотно вертикального формата. Прекрасная нищенка сидит выше короля – очень наглядное напоминание о грядущем повышении её статуса. Бледная кожа девушки контрастирует с более тёмными тонами остальной картины, концентрируя внимание зрителя на тонкой, эфирной фигуре, столь типичной для героинь Бёрн-Джонса.
Учёные отметили сходство девушки-нищенки с женой художника
Джорджианой, которая вышла за него в 1860 году. Она была одной из четырёх знаменитых сестёр Макдональд (три другие также вступили в браки с выдающимися мужчинами того времени), а позже стала биографом своего супруга. Впрочем, их союз не всегда был безоблачным. Роман живописца с моделью
Марией Замбако вызвал скандал, когда та, потеряв рассудок под конец их отношений, публично пригрозила покончить жизнь самоубийством.
Интересно, что один цветок на картине «Король Кофетуа и нищенка» – это анемон, который в викторианской Англии считался символом отвергнутой любви. Это чувство явно не соответствует легенде, но, возможно, было значимым для самого художника. Учёные также указывают, что тема любви, побеждающей классовые и финансовые предрассудки, соответствует идеям, которые высказывал
Уильям Моррис – убеждённый социалист и один из ближайших друзей Бёрн-Джонса.
Для короля Кофетуа позировал художник по металлу Уильям Бенсон. Он же, как пишут биографы Бёрн-Джонса, изготовил корону, которую его герой держит в руке, поскольку автор картины стремился к точному воспроизведению всех предметов и писал их натуры. Интересное решение было найдено для одеяния нищенки. В стихотворении сказано, что она предстала перед королём в «сером и добродетельном» платье, которое Бёрн-Джонс посчитал, по его выражению, «неаппетитным». И всё же он не стал менять образ, описанный поэтом, но одел свою героиню в почти прозрачную тёмно-серую тунику.
Бёрн-Джонс начал писать «Короля Кофетуа и нищенку» в 1861/62 годах. Спустя 12 лет он разработал новую композицию, а к исходному полотну вернулся в 1881 году. В апреле 1884-го художник объявил об окончании работы. Помимо литературных произведений, на него повлияла картина
«Мадонна делла Витториа (Мадонна Победы)», написанная в 1496 году
Андреа Мантеньей и ныне хранящаяся в Лувре.
До наших дней дошло несколько эскизов к шедевру прерафаэлита. Небольшая
работа гуашью, ныне принадлежащая Эндрю Ллойд Уэбберу, изображает главных героев сидящими гораздо ближе друг к другу. А на
полноразмерном картоне, выполненном гуашью и цветными мелками (коллекция картинной галереи в Бирмингеме), виден другой подход к освещению фигур.
Весной 1884 года полотно «Король Кофетуа и нищенка» было выставлено в галерее Гросвенор и очень хорошо принято публикой. Сентиментальность темы и счастливый конец истории, несомненно, освежающе поздействовали на аудиторию XIX века, которая привыкла в основном к повествованиям с печальным финалом. The Art Journal объявил работу «картиной года», а The Times пошла дальше и назвала её «не только самым прекрасным произведением, которое когда-либо писал мистер Бёрн-Джонс, но одной из лучших картин, когда-либо написанных англичанином». Пять лет спустя шедевр был представлен на Всемирной выставке в Париже, а его автор получил орден Почетного легиона. Жена художника Джорджиана утверждала, что «в этой картине больше личных черт Эдварда, чем в любой другой из созданных им».
Автор: Влад Маслов