Регистрация

Поклонение имени Иисуса

Предложить название
1580, 55.1×33.8 см • Масло, Темпера, Панель

Описание картины «Поклонение имени Иисуса»

Непросто складывались отношения Эль Греко с испанским королевским двором. Как и любой амбициозный творец того времени, он стремился стать придворным живописцем, чтобы не знать недостатка ни в заказах, ни в средствах. Такой шанс выпал ему в июне 1579 года.

Для художников самым «рыбным» местом в Испании был огромный королевский дворец Эскориал близ Мадрида. Для его оформления король Филипп II подбирал лучших из лучших, с этой целью ко двору были призваны модные итальянские живописцы, и Тициан – в их числе. Стремился попасть в круг избранных и Эль Греко: по одной из версий, это была главная причина, по которой он прибыл в Испанию.

Критянин решил поймать удачу за хвост во время визита короля в город Толедо, где обитал художник. К его приезду он написал картину с участием царственной особы – «Видение Филиппа II», также известную под названиями «Аллегория Священной Лиги» и «Поклонение имени Иисуса». Эль Греко ухитрился поместить на холст одновременно столько всего, что все три именования имеют право на жизнь.

Из чего состоит картина Эль Греко «Поклонение имени Иисуса»?


Венчает композицию монограмма из трех букв, происходящая от сокращения греческого написания имени Иисус (Ihsous) в окружении сонма ангелов и святых. В этом виде она существовала начиная с 9-го века в качестве печати на монетах Византийской империи. Позже монограмму HIS католики стали использовать для украшения различной церковной утвари. А в 16-м веке эти три буквы получили трактовку Jesum Habemus Socium, что в переводе с латыни означает «С нами Бог» – девиз ордена иезуитов.

Нижний левый угол отдан на откуп тому, ради кого, собственно, затевалась вся картина. Король Филипп II изображен коленопреклоненным в компании почтенной публики: папы римского Пия V и дожа Альвизе I Мочениго – главы Венецианской республики. 25 мая 1571 года эти трое подписали договор о создании Священной лиги – военной коалиции католических государств для борьбы с Османской империей, стремившейся захватить восточное побережье Средиземного моря.

По одной из версий, Эль Греко приурочил написание картины уходу из жизни в 1578 году Дона Хуана Австрийского, брата Филиппа II. Под его предводительством войска Священной лиги одержали победу над османцами в битве под Лепанто. Поскольку турки исповедовали ислам, то считались неверными, и война против них носила также религиозный характер. Пасть мифического чудовища Левиафана, плавающего в геенне огненной в правом углу картины, поглощает заблудшие души еретиков в огромных количествах.

Удалось ли Эль Греко достичь поставленной цели?


И да, и нет. Поначалу ему удалось-таки вызвать интерес короля, и тот назначил ему личную встречу. Выяснилось, что автора картины, посвященной венценосной особе, ранее уже рекомендовал для работы в Эскориале сам Тициан. Отказываясь от приглашения для росписи дворца по причине старческого недомогания, он написал в письме Филиппу II, что его молодой и талантливый ученик с острова Крит достоин заменить его в этом ответственном деле.

Правитель не спешил следовать совету именитого мастера и решил подвергнуть Эль Греко испытанию, заказав ему в 1580 году написание алтарного образа «Мученичество святого Маврикия» для собора Сан Лоренсо. С этой работой дело не заладилось сразу: художник медлил с выполнением поручения, ссылаясь на отсутствие средств для приобретения необходимых расходников. Монарх велел удовлетворить его потребности и предоставить в его распоряжение драгоценный ультрамарин, чтобы «работа могла быть исполнена с тем совершенством, с каким подобает работать художнику, находящемуся на службе у короля».

Несмотря на количество использованного ультрамарина и факт, что по художественным достоинствам картина Эль Греко «Мученичество святого Маврикия» нисколько не уступает, а возможно и превосходит привлекшую внимание императора работу «Поклонение имени Иисуса», ей не удалось стать судьбоносным полотном и выполнить возложенную на нее миссию. Художник слишком вольно подошел к трактовке религиозной сцены и посвятил первый план не самому моменту мученической гибели святого, а его беседе с соратниками, в которой они решают принести свои жизни в жертву за веру.

Филипп II был очень религиозен, и его больше интересовало следование канонам, а не художественные высоты. Поэтому вожделенная работа в Эскориале отошла итальянцу Ромуло Чинчиннато (кто теперь вспомнит это имя?). А злополучное полотно заняло место на одной из стен монастыря, примыкающего к королевскому дворцу.

Там же хранится до сих пор и оригинальная картина (размером 140 х 110 см), подарившая Эль Греко шанс на воплощение мечты. Художник также писал маленькие копии некоторых своих работ, чтобы держать у себя в студии. И экземпляр «Поклонения имени Иисуса», хранящийся Национальной галерее Лондона – один из них.

Автор: Наталья Азаренко


Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Религиозная сцена
Стиль и техника: Маньеризм, Масло, Темпера

С этой работой в подборки добавляют

Франсиско де Сурбаран. Мадонна Милосердия
3
Мадонна Милосердия
Франсиско де Сурбаран. Святая Урсула
0
Святая Урсула
Франсиско де Сурбаран. Св. Аполлония
0
Св. Аполлония
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP