«Портрет полковника Е.В.Давыдова» – картина раннего Кипренского, один из ярчайших образцов романтического направления в русской живописи.
Проблема атрибуции: кого из братьев Давыдовых писал Кипренский?Более ста лет было принято считать, что изображён на портрете Денис Давыдов, поэт пушкинской плеяды, прославившийся своей партизанской деятельностью во время наполеоновских войн. Так произошло из-за того, что после кончины Кипренского в Италии его полотна были морем привезены в Россию, и в сопровождающей их весьма поверхностной описи картина значилась просто как «Портрет Давыдова в гусарском мундире». Инерция общественного восприятия сразу привязала изображение к самому знаменитому из рода Давыдовых – Денису.
В 1948-м году искусствовед Эсфирь Ацаркина обратила внимание, что в авторском «Реестре» картин фамилия сопровождается инициалами: «Е.В.Давыдов». Появилось предположение, что на портрете мы видим Евдокима Васильевича, младшего брата Дениса Давыдова. Но и эта атрибуция, несмотря на полное совпадение инициалов, не нашла подтверждения: Евдоким служил кавалергардом и по этой причине вряд ли мог быть изображен в гусарском мундире.
Между тем, у родных братьев Давыдовых был еще и кузен – Евграф Владимирович Давыдов, который к 1809-му году, времени написания картины Кипренского, уже имел чин полковника гусарского полка. С 1962-го именно эта атрибуция считается бесспорной, несмотря на предпринимающиеся время от времени попытки доказать, что герой Кипренского – всё-таки Денис Давыдов.
Художественное своеобразие «Портрета Е.В.Давыдова»Большой, почти в человеческий рост, парадный портрет бравого гусара отражает потребность российского общества периода противостояния Наполеону в личности сильной и героической, настоящем защитнике Отечества. Гусарский полковник, написанный на фоне типично романтического предгрозового пейзажа, исполнен мужественной грации. Уверенна и небрежна его поза: правая рука на поясе, левая – на эфесе сабли; торжественен и эффектен цветовой ряд с активными контрастами белого, красного и чёрного и золотым блеском металла.
Настроение полотна в целом – приподнятое и мажорное, однако Кипренский не стремится к внешней «бранной» патетике, свойственной его современнику Теодору Жерико (ср., например, с
«Раненым кирасиром» или
«Офицером конных егерей императорской гвардии»). Для Кипренского более важно раскрытие характера героя, подчеркивание не столько его отваги и воинской чести, как бы само собою разумеющихся, но и его живого ума, богатой внутренней жизни, читающейся на лице полковника.
Автор: Анна Вчерашняя