Регистрация
Василий Кандинский
Василий
 Кандинский
Россия 1866−1944
Подписаться680                
Подписаться680                
Биография и информация
 
Василий Кандинский (4 (16) декабря 1866, Москва, Россия — 13 декабря 1944, Нейи-сюр-Сен, Франция) — российский художник, который считается основоположником абстракционизма. Кандинский получил начальное художественное образование еще в детстве, но потом выбрал карьеру юриста. Окончательное решение стать художником он принял после того, как на одной из выставок увидел картину Клода Моне. Учился живописи, а затем и преподавал в Мюнхене. Стал одним из основателей знаменитой художественной группы «Синий всадник».

Особенности творчества художника Василия Кандинского: начав с фигуративной живописи, художник через импрессионизм постепенно двигался к абстрактному искусству. Первую абстрактную акварель написал в 1911 году. Кандинский вывел собственную теорию об эмоциях, которые выражает каждый цвет, и основных цветовых контрастах.

Известные картины художника Василия Кандинского: «Композиция V», «Композиция VIII», «Синий всадник», «Капризный», «Синее небо».

Корни рода Кандинских

О жизни и творчестве Василия Кандинского можно снять фильм любого жанра: в ней есть все признаки детектива, мистического триллера, мелодрамы и даже комедии. Если не знать, что речь идет об одном человеке, можно подумать, будто в биографии описывается сразу несколько персонажей: исследователь, молодой юрист и доцент, начинающий художник, первооткрыватель в искусстве, чиновник в революционной России, преподаватель в школе Баухауз, французский пенсионер.

Фамилия Кандинского происходит от названия речки Конда в Тобольской губернии, где жил его прадед, который был очень колоритным человеком: грабил караваны на Великом Шелковом пути, а после того как его поймали, в ссылке организовал свое дело и стал купцом первой гильдии.

На характер и мировосприятие художника повлияли разные темпераменты его родителей: мама была прибалтийской немкой, а отец — родом из Восточной Сибири, потомок того самого разбойника. С одной стороны Василий Кандинский был жгучим скифом, с другой — истинным европейцем, который поражал своими манерами окружающих. Он относился к искусству как к религии и всегда в мастерской был одет в изящный костюм с галстуком.

Тяга к творчеству у Василия Кандинского проявилась очень рано. В 1871 году его семья из Москвы перебралась в Одессу, там будущий мастер получил начальное образование. Он учился в гимназии, брал частные уроки игры на виолончели и фортепьяно, занимался живописью и уже тогда педагогов удивляли смелые сочетания цветов в его рисунках, он утверждал, что каждый цвет имеет свой характер.

Во время обучения в Московском университете на юриста, помимо изучения уголовного и римского права, Василий Кандинский тяготел к этнографии и хотел с ее помощью понять «тайники души народной». Для этого отправился в экспедицию по Вологодской области, где исследовал религию зырян-язычников и записал в своем дневнике: «В этих чудесных домах я пережил то, чего с тех пор не испытывал. Они научили меня входить в картину, жить в ней».

Кандинский — замечательный творец легенд. Многих интересовало, почему юрист, доцент с правом преподавания вдруг резко изменил свою жизнь и уехал из России учиться живописи в Германию. У него был заготовлен ответ на этот вопрос: Василия Кандинского до глубины души поразила картина на выставке французских импрессионистов в 1895 году. Он увидел ее без подписи и не сразу понял, что на ней изображено. Она взбудоражила и возмутила его, ему даже пришлось заглянуть в каталог — Клод Моне «Стог сена» (есть две версии относительно того, что за картина это была — эта или эта).

Начало творческого пути Василия Кандинского

Василий Кандинский учился живописи в Мюнхене. Художник отлично вписался в творческое сообщество. Он успешно обучался в известной школе Антона Ашбе, а в 1900 году со второй попытки поступил в Мюнхенскую академию художеств, в класс Франца фон Штука, «первого немецкого рисовальщика». В 1902 году во время преподавания на летних курсах Мюнхенской академии Кандинский знакомится с Габриэль Мюнтер, она становится его подругой, соратницей, спутницей в путешествиях по Европе. Роман с художницей привел к разводу с первой женой Анной Чемякиной, которая вместе с ним приехала из России. Она была очень самоотверженным и преданным человеком, не винила мужа и говорила, что в отчуждении виноваты они оба.

Вместе с Мюнтер Кандинский поселился в Мурнау, у подножья Альп. Работы Кандинского того периода построены на цветовых диссонансах, игра линий и пятен постепенно вытесняет образы реальной действительности. Это заметно в полотнах «Дамы в кринолинах», «Пейзаж с паровозом». После расставания с художником в 1915 году, Мюнтер на 10 лет прекратила рисовать, вела уединенный образ жизни и многое сделала для сохранения его картин в непростое военное время.

Мысль о беспредметном искусстве витала в воздухе и была отражена в творчестве Василия Кандинского. Однажды вечером в сумерках он увидел потрясающее полотно, прислоненное к стене мастерской. Художник был поражен сочетанием красок и с удивлением понял, что это его работа, стоящая в перевернутом виде. В тот момент его осенило — важно не то, что изображено на картине, а то какие мысли и эмоции она вызывает у зрителя.

Так начался период абстрактного искусства, а Кандинский стал его первооткрывателем. Он написал теоретические труды для любопытных потомков и своих учеников «О духовном в искусстве», «Точка и линия на плоскости». Его желанием было не только рисовать, но и создавать новые формы искусства, которые объединяли бы в одно целое живопись, танец, поэзию и архитектуру.

С началом первой мировой войны ему пришлось уехать из Германии и вернуться в Россию. Он пошел по чиновничьей стезе, в то же время связанной с искусством: был членом художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, председателем Всероссийской закупочной комиссии, ученым консультантом и заведующим репродукционной мастерской. Тогда Кандинский мало рисовал — всего 18 работ за три революционных года.

В 1916 году познакомился со своей будущей женой. Студентка Нина Андреевская позвонила ему по просьбе своих друзей, после телефонного разговора с ней он понял, что влюбился. В тот же день была нарисована акварель «Незнакомому голосу». На момент знакомства ей было 17 лет, ему 50. В 1917 они поженились, в том же году у них родился сын Всеволод. В 1920 случилась беда. Лодя, как ласково называли его родители, умер от гастроэнтерита. После этой трагедии тема детей для супругов была закрыта.

В 1921 году Кандинский с женой навсегда покидает Россию. Он едет в Германию — якобы для установления культурных связей. Но на самом деле художник понимал, что не вписывался в новую постреволюционную действительность.

В Германии его ждала работа в колледже Баухауз в городе Веймар. Это было уникальное учебное заведение, в нем преподавали, говоря современным языком, архитектуру и дизайн. Этот период был плодотворным для Кандинского. Он написал много замечательных картин — «Композиция номер восемь», «Вибрация» «Маленькая мечта в красном» — и оформил свою авторскую манеру в узнаваемый и неповторимый стиль.

В 1933 году Кандинские едут во Францию. К власти пришел Гитлер, который считал абстрактное искусство «дегенеративным», и мастера этого направления подверглись гонениям. Поразительно, но история с отъездом и изъятием картин из музеев в жизни художника повторилась дважды — первый раз это было в России, во второй раз в Германии.

Они поселились в пригороде Парижа городе Нёйи-сюр-Сен. В работах этого периода не заметно угасания творческой энергии. Напротив, кажется Кандинский творил с новой силой: использовал яркие краски, иногда добавлял в них песок, что давало неожиданный эффект, появились новые биоморфные элементы.

«Безмолвное», «Пестрый ансамбль», «Небесно-голубое», «Конгломерат» — известные полотна этого времени. Последняя картина Кандинского «Сдержанный порыв» была нарисована в 1944 году, художник творил до июля, а в декабре умер от кровоизлияния в мозг.

Автор: Александра Бережная


Читайте также:

— Тест на знание картин Кандинского

— Говорит и показывает: цитаты Василия Кандинского о точках и кругах, звуке молчания и крике петуха

— Штрихи к портрету: 5 разоблачающих и опровергающих историй о Василии Кандинском
Читать дальше
Работы понравились

Лента
Художественное объединение «Синий всадник» - одно из самых звездных и стремительных, дерзких и недолговечных в XX веке. Оно существовало всего 3 года (1911 – 1914). Сначала восторженным шепотом, а позже во весь голос, здесь заговорили о синтезе всех искусств и о беспредметных картинах, о ценности живописи сумасшедших и детей, о самодостаточности цвета и формы и о духовном содержании живописи…

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Как и для любого мощного художественного движения, для экспрессионизма невозможно назвать точную дату или год рождения. Невозможно провести границу на карте и указать территорию, на которой экспрессионизм×
Как и для любого мощного художественного движения, для экспрессионизма невозможно назвать точную дату или год рождения. Невозможно провести границу на карте и указать территорию, на которой экспрессионизм родился и окреп. Все приблизительно. Кроме одной железобетонной пространственно-временной характеристики: северная Европа накануне Первой мировой войны. Экспрессионизм – это авангардное художественное течение, новое трагическое мировоззрение и целый свод многозначительных мотивов, символов и мифов. И, кстати, это революционная реакция не только на поношенное, безжизненное традиционное академическое искусство, но и на светлую, идиллическую, южную импрессионистскую «видимость» мира.
читать дальше
родился и окреп. Все приблизительно. Кроме одной железобетонной пространственно-временной характеристики: северная Европа накануне Первой мировой войны. Экспрессионизм – это авангардное…


Владимир Медников
Владимир Медников
, 25 августа 08:59 0
Кирхнер панически боялся отправки на войну, отсюда и его "психическое расстройство". А помощь снова пришел профессор Фер, переговорив с полковым врачом он выхлопотал для Кирхнера месячный отпуск для поправки здоровья. Полковой врач получил в подарок картину Кирхнера, в общем, все стороны остались довольными. Месяц пролетел быстро, но состояние Кирхннера становилось только хуже, по его возвращении в полк последовал еще один раунд "переговоров" и отпуск был продлен "до окончательного выздоровления". Ну и последнее, картин Августа Маке на выставке Денеративного искуства не было, за него вступились секция фронтовиков в германском союзе художникию Вступились они и за Франца Марка, но несколько его картин на выставке все-таки оставили.
Anna Sidelnikova
, 25 августа 17:57 0
Спасибо за дополнения! Что касается Августа Маке. В статье идет речь о том, что дожившие до этой выставки увидели на ней свои картины. Августу Маке дожить до нее не повезло.
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 212 работ
Василий Кандинский. Габриель Мюнтер за рисованием
16
Габриель Мюнтер за рисованием
1903, 58.5×58.5 см
Василий Кандинский. Синий всадник
15
Синий всадник
1903, 55×65 см
Василий Кандинский. Композиция VII
11
Композиция VII
1913, 200×300 см
Василий Кандинский. Несколько кругов
18
Несколько кругов
1926, 140×140 см
Василий Кандинский. Капризный
11
Капризный
1930, 40.5×56 см
Василий Кандинский. Композиция VIII
35
Композиция VIII
1923, 140×201 см
Василий Кандинский. Двое на лошади
36
Двое на лошади
1906, 50.5×55 см
Василий Кандинский. Цветной экскиз: Квадраты с концентрическими кругами
7
Цветной экскиз: Квадраты с концентрическими кругами
1913, 23.8×31.4 см
Василий Кандинский. Синее небо
17
Синее небо
1940, 100×73 см
Посмотреть все 212 работ художника
HELP